[Главная] [Интро] [Библиотека] [Гостевуха] [Форум] [Чат] [Фотоальбомы] [Музыкальные группы] [Download] [Прочее]  [Ссылки] [Обратная связь]

Сравнение психики животного и человека

 
  
                                                                

Введение: понятие психики; истоки психики живых существ.
2.Научение, мышление, интеллект I. Введение: понятие психики; истоки психики живых существ.
Психика – совокупность душевных процессов и
явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект
жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.
Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется
активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией,
коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени
биологической эволюции. Высшая форма психики – сознание – присуща
человеку. Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные
явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских
понимания природы и проявления психики : материалистическое и
идеалистическое.Согласно первому пониманию психические явления представляют
собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и
самопознания (рефлексия). В соответствии с идеалистическим пониманием
психики в мире существует ни одно, а два начала : материальное и идеальное.Они
независимы,вечны,не сводимы и не выводимы друг из друга.Взаимодействуя в
развитии, они тем не менее развиваются по своим законам.На всех ступенях своего
развития идеальное отождествляется с психическим. Согласно
материалистическому пониманию психические явления возникли в результате
длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют
собой высший итог развития, достигнутый ею. Ученые, склонные к
идеалистической философии, представляют дело иначе. Согласно их мнению психика
не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и
материя, существует вечно. Также как в преобразовании со временем материального
можно выделить низшие и высшие формы (по тому такое преобразование называется
развитием), в эволюции идеального (психического) можно отметить свои
элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и движущие силы
развития. В материалистическом понимании психика как бы внезапно
появляется на определенном этапе развития живой материи, и в этом состоит
слабость материалистической точки зрения. Вместе с тем имеется множество
фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между
мозговыми и психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями.
Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным и материальным.
Биологические исследования человеческого организма и животных многократно
продемонстрировали, что человеческая физиология почти полностью подобна таковой
у некоторых видов животных (например, приматов). Вместе с тем с точки зрения
развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным
миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его
психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных.
Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют
"аналогов" ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом.
По меткому выражению М. Шелера, человек "не знает, что он такое и знает, что он
этого не знает". Личность отдельного человека складывается из собственно
самого индивида и его положения в обществе других людей. Индивид представляет
собой биологическое тело, возникающее и развивающееся по законам развития
природы. Развитие его психики и определяющийся им социальный статус человека
зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно
складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с
глубинами человеческой психики. Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей
причинно-следственные взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения людей,
можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в
повседневной жизни. Но почему же порой мы, люди, бываем так беспричинно
жестоки и агрессивны? Почему иногда людей, которые не любили работать руками, да
и не умели, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И меняются люди.
А иинстинкт собственности – один из самых мучительных для детей человека.
Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у него силен этот инстинкт, он не
может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Может быть,
человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков
людей и у животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы. История
сравнительных исследований даланемало примеров того общего,что обнаруживается в
психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых вэтих
исследованиях, такова,что в них между человеком и животными со временем
выявляется всебольше сходства,так что животныепсихологически как бы наступают на
человека, отвоевывая унего привилегии одну за другой, ачеловек, напротив,
отступает, без особогоудовольствия признавая в себе наличиевыраженного животного
и отсутствие преимущественного разумного начала. Примерно до середины
XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в
анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в
происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась
разобщенность психики и поведения (XVII—XVIII вв.). В прошлом столетии
теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрыла
психологическую и поведенческую пропасть, веками разделявшую эти два
биологических вида, и с тех пор начались интенсивные исследования психики
человека и животных. Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних
реакций, затем перекинулись на практическое мышление. В начале текущего
столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте
среди животных (И.П.Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в.
оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах
поведения и механизмах научения у человека и животных. Казалось бы, в
психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего
нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так. Но, прежде чем
выяснить существующие между человеком и животными принципиальные различия,
необходимо ответить на вопрос о том, для чего педагогу необходимо знать
результаты подобного рода исследований.
Почти все, что имеется в
психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных
путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То,
что передаетсяпо наследству, обучениюи воспитанию не подлежит; то,что появляется
у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обученияи
воспитания. Это, следовательно, также не должновызывать повышенного беспокойства
состороны педагогов. Внимательное изучение психологиии поведения животных, их
сравнение с психологией и поведением человека позволяют установитьто, о чем нет
необходимости проявлять специальную заботупри обучении и воспитании
людей. У человека кроме наследуемого и стихийного прижизненно
приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс
психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием.
Если, изучая человека и сравнивая его с животными, мы обнаруживаем, что при
наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и
поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это
является результатом научения, которым можно сознательно управлять через
обучение и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческое
исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно
определять содержание и методы обучения и воспитания детей. Первое
отличие
всякой деятельности  животных от деятельности человека состоит в том,
что она является деятельностью непосредственно биологической Иначе говоря,
деятельность животного возможна лишь по отношению к предмету,
жизненной биологической потребности, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных,
биологических отношений к природе.Это общий закон. В связи с этим и
возможности психического отражения животными окружающей их действительности
также являются принципиально ограниченными, так как включают лишь стороны и
свойства предметов,связанные с удовлетворением их биологических потребностей.
Поэтому у животных в противоположность человеку не существует устойчивого
объективно предметного отражения действительности.Таким образом для
животного всякий предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо
от его инстинктивной потребности. Еще одна особенность, которая отличает
сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что
подавляющее большинство знаний и умений человека формируются путем усвоения
общечеловеческого опыта, накопленного в общественной истории и передающегося в
обучении. То есть подавляющее большинство знаний, умений и приемов поведения,
которыми располагает человек,не является результатом его собственного опыта, а
приобретается усвоением общественно-исторического опыта поколений, что коренным
образом отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.
Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными
способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в
виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных — и в виде образов),
запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание,
обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. — с рождения присутствуют у
человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих
анализаторов. Но восприятие и память развитого человека отличаются от
аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят
сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с
животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами:
восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а память —
произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных,
культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения
информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются
далее благодаря обучению. Во-вторых, память животных по сравнению с
человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той
информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных
существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось
в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни
оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений. Иначе обстоит
дело у человека. Его память практически безгранична.Он можетзапоминать, хранить
и воспроизводить теоретически бесконечное количество информацииблагодаря тому,
что ему самомунет необходимостивсю этуинформациюпостояннопомнить и держать в
своей голове.Для этого людиизобрели знаковые системы и средства для
записиинформации.Они могут не толькозаписывать и хранить ее,но такжепередаватьиз
поколения в поколение через предметыматериальной и духовной культуры, обучение
пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами. Любая
группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством, которое позволяло быее
членам общаться между собой, направлять икоординировать действия каждого
изних. Почти у всех видов животных имеются способы передачи
информации, с помощью которых каждая особьможет сообщатьдругим представителям
своего вида об опасности, привлекатьвнимание потенциального брачного партнераили
запрещатьпроникновение на свою территорию Эти сигналы, однако,всегда
связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. По-видимому, ни одно
животное,кроме человека,не способно передавать информацию, не относящуюся к
данному моменту. Только человеческие существа могут при помощи слов возвращаться
в прошлое, делаядоступным познание давних событий, а также сообщатьзаранее о
некоторых событияхили действиях, предстоящих в будущем,или необходимых шагах
дляих осуществления. Исследователи еще не пришли к единомумнению о том,в
какой именно момент возникязык. Некоторые авторы считают, что это произошло
очень давно,возможно 2 млн. лет назад, в эпоху,когда
изготовлял свои первые орудия.Разнообразие этих орудийи передача
соответствующихнавыков были быневозможны без языка. Особенности
взаимоотношений животных друг с другом определяют и особенности их "речи".Как
известно,общение животных выражается нередко в том, что одно животное
воздействуетна других с помощью звуков. Имеем ли мы в этом случае
процесс,похожий на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между
ними несомненно существует. Внутренне жеэти процессы в корне различны. Человек
выражает в своей речинекоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к
нему речь не просто как на звук, а как на отраженную в речи реальность.
Голосовое общение животных в корне отличается от нее.Легко доказать, что
животное отвечает на голос сородичавне зависимости от того, что отражает данный
ключевой сигнал: он имеет длянего лишь определенный биологический смысл. Или,
например,у птиц, живущихстаями, существуют специфические крики, предупреждающие
стаю об опасности. Эти крикивоспроизводятся птицей всякий раз, когдаона чем-
нибудь напугана.При этом совершенно безразлично, что действует в данном случае
на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении
хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме. Следовательно,
этикрики связаны с теми или иными явлениями действительности, сходством
объективного отношенияк ним животного Иначе говоря,упомянутые крики
животных лишены устойчивого объективного предметного значения. То есть общение
животных и по своему содержанию и по характеру осуществляющих его конкретных
процессовтакже полностью остается в пределахих инстинктивной
деятельности. Не менее важные
различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых
существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению
элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на
следующих двух ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и словесно-
логическом мышлении —между ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих
пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух-
и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у
животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни
значения слов (понятия) им не доступны. Ученых также давно волновал
вопрос, способны ли животные чему-нибудь научиться. В 1912 годуЙеркспытался
выяснить, на какой ступени эволюции животного мира появляется эта споcобность
чему-то научаться. Ее зачатки с несомненностью обнаруживались уже у дождевого
червя. Действительно, Йеркс сумел научить некоторых особей поворачивать направо
в Т-образном лабиринте. Чтобы достичь такого результата, потребовалось больше
150 проб, в которых червь, еслион поворачивал налево, натыкался на сетку,
находившуюся под током.Тем не менее, было доказано, что простая нервная система
этих животныхможетнакапливать информацию, способную изменять их
поведение. У высших млекопитающих, главным образом у обезьян в человека,
благодаря высокому уровню развития головного мозга появляются новые способности,
позволяющие решать задачи без предварительных пробных
манипуляций. Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции
обезьяныи, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать
связьмежду различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение
путемумозаключений Умозаключения используются в самых разнообразных ситуациях
повседневной жизни, идет лиречь о выполнении какой-нибудь задачи, о перемещении
из одного места в другое или о получении и осмысливании информации, исходящей от
среды, в которой живет индивидуум. У позвоночных, стоящих на вершине
эволюционной лестницы, в частности у приматов, возникают новые формы
индивидуально-изменчивого поведения, которые с полным основанием могут быть
обозначены как"интеллектуальное" поведение. Таким образом, на высших
этапах эволюции начинают формироваться особенно сложные виды поведения со
сложной структурой, включающей: —
формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к
достижению цели; — сличение выполненных действий с исходным намерением.
Характерным для такого строения сложной деятельности является
еесаморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту, оно
прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту — в мозг животного
поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу начинаются
снова. Систематические исследования интеллектуального поведения высших
животных (обезьян)были начатыизвестным немецким психологом В.Келлером.
Дляизучения этой формы поведения Келлер ставил обезьян в сложныеусловия,
когданепосредственное достижение цели было невозможно. либо
использоватьдля этой цели специальныеорудия. Так например,обезьяну
помещали в большую клетку,рядом с которой клалиприманку на таком расстоянии,
чтобы обезьянане могла до нее дотянуться. Достать ее она могла, лишьиспользовав
обходной путь через дверь, расположенную в задней стене клетки.
Исследования, проведенные Келлером, позволяли наблюдать следующую картину.
Сначала обезьяна безуспешно пыталась непосредственно достать приманку: тянулась
к ней или прыгала. Затем она бросала эти безуспешные попытки, и наступал период,
когда обезьяна неподвижно сидела и лишь рассматривала ситуацию, что
сопровождалось соответствующими движениями глаз, до тех пор, пока не приходила к
правильному решению задачи. Характерно, что решение задачи перемещалось из
периода непосредственных проб в период предшествующего попытке наблюдения, и
движение обезьяны становилось лишь исполнением ранее выработанного "плана
решения". Очень сложно объяснить, как животное приходит к
интеллектуальному решению задачи, и процесс этот трактуется различными
исследователями по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения
обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как проявление
творческого озарения. Австрийский психолог К.Вюлер полагает, что использование
орудий обезьянами следует рассматривать как результат переноса прежнего опыта
(обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви).
С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуального поведения
составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные
способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат данной
ситуации. И.П. Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян, называл
интеллектуальное поведение обезьян "ручным мышлением". Итак,
интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает
особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту
верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики
уже совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, — история
развитиячеловеческого сознания. Предысторию человеческого сознания составляет,
как мы видели, длительный и сложный процесс развитияпсихикиживотных. Если
окинуть единым взглядом этот путь, то отчетливо выступают его основные стадии и
управляющиеим закономерности. Развитие психики животных происходит в процессе их
биологической эволюции и подчиненообщим законам этогопроцесса. Каждая новая
ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним
условиям существования животных и новымшагом в усложнении их физической
организации. Более сложным является
вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его
решения состоит в том, что первичные эмоции имеющиеся у человека и
животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их
одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных
ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и
во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное
настроениям человека, его аффектам и стрессам. Вот один довольно
забавный пример. Демонстрация оскала - широчайше распространенная у позвоночных
инстинктивная программа. Ее цель - предупредить при встрече с кем-либо, что вы
вооружены и готовы за себя постоять. Приматы очень широко пользуются ею при
контактах. Человек тоже скалит зубы при сильном страхе или гневе.
Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется. Но у
программы показа зубов есть еще два куда более мягких варианта. Первый -
заискивающая улыбка. Так улыбается человек, вступая в контакт с тем, кого
побаивается. Второй - это широкая улыбка. Так улыбается другому спокойный,
уверенный в себе человек. В сущности, он тоже показывает вам, что вооружен и
готов за себя постоять и в вашем снисхождении не нуждается. Но эта форма
демонстрации настолько мягкая, что не только не вызывает у вас страха, а
напротив, действует приветливо и умиротворяюще. Мы чувствуем: "Вот, по-видимому,
хороший человек, ему от меня ничего не надо, мне от него тоже, но если бы он мне
понадобился, мы бы легко вступили в контакт". Давно замечено: когда человек, всю
жизнь проживший при тоталитарном режиме, попадает в страну, где люди чувствуют
себя свободно, его поначалу удивляет, почему окружающие все время улыбаются друг
другу и ему тоже. Путешественник, привыкший, что вокруг никто не улыбается, а
если и улыбается, то заискивающе, в первые дни думает, что от него чего-то
хотят. Вы замечали, наверное, не раз, как склонный к авторитарности
начальник, видя в зале совещания улыбающихся друг другу подчиненных, приходит в
волнение и требует прекратить улыбаться. Во-первых, начальник привык, что ему
при встрече сотрудники улыбаются иной улыбкой - заискивающей. Во-вторых, когда
начальник подсознательно ощущает, что среди подчиненных есть люди, чувствующие
себя свободно, он настораживается: "Свободны от кого? От начальника? Не боятся?
Значит, не уважают? Я этого не заслужил!" которых нет у животных. Они, в отличие от
элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных
условий. поведения людей и животных. У
тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей,
и в этом отношении трудно обнаружитьсколько-нибудь заметные мотивационные
различия между животным и человеком Есть также ряд
потребностей,в отношении которыхвопрос о принципиальных различияхмежду человеком
и животнымипредставляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным.Это
— потребности в общении (контактах c себе подобнымии другими живыми существами),
альтруизме,доминировании (мотив власти), агрессивности.Их элементарные признаки
можно наблюдать у животных, и окончательно до сихпор неизвестно, передаютсяони
человеку по наследствуили приобретаются им в результате социализации. У
человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых
нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности,
потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности,
потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других
потребностей. Одну из главных проблем психологии составляет выяснение
вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации
поведения, какие — подчиненными. Итак, человек, в
своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-
природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни
его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют
друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения
необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое. До сих пор в
своих политических, экономических, психологических и педагогических
представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а
человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена
истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не
только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная
научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека
состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в
расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось
его животное происхождение. 2.Годфруа Ж. "Что такое психология", М., 1996.С. 34-
36,41. 4.Рогов Е.И. "Общая психология.Курс лекций", М.,1999. C.36-39,40-
42.

 

Хранители:

 Sonya

и 

Джо Доусон

 

[Главная] [Интро] [Библиотека] [Гостевуха] [Форум] [Чат] [Фотоальбомы] [Музыкальные группы] [Download] [Прочее] [Ссылки] [Обратная связь]

Design by Yaroslavna   

  



Hosted by uCoz