[Главная] [Интро] [Библиотека] [Гостевуха] [Форум] [Чат] [Фотоальбомы] [Музыкальные группы] [Download] [Прочее]  [Ссылки] [Обратная связь]

Мировоззрение

 
  
                                                                

1. Мировоззрение и его структура

Прежде чем определять мировоззрение, следует развести поня­тия «мировосприятие», «миропонимание» и «мировоззрение», ко­торые подчас употребляются как синонимы.

Мировосприятие — это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений. Другими словами, это восприятие мира как оно нам кажется без претензии на адекватное представление мира.

Достоинство мировосприятия в том, что оно является предпо­сылкой миропонимания и мировоззрения.

Недостаток мировосприятия кроется в его феноменально ок­рашенной субъективности.

Миропонимание — это особая форма освоения мира в системе гносеологического отношения субъекта к объекту. Опираясь на чувственный материал мировосприятия, миропонимание опери­рует категориями определенности, обусловленности и целостнос­ти. С помощью этих категорий обеспечивается процесс упорядо­чивания информации о мире.

Недостаток миропонимания заключается в невозможности по­строить единый категориальный каркас освоения мира. Кроме того, любое чувственное восприятие, возведенное в статус понятия, есть определенная мера ограничения, огрубления, формализации, а ста­ло быть, и какой-то невосполнимой информационной потери.

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, опре­деляющих его отношение к миру, и позволяющих найти свое мес­то, обрести смысл и цель жизни.

Мировоззрение может быть самодостаточным, если оно опи­рается на мировосприятие и миропонимание, обеспечивающие эмоционально-ценностное и рассудочное отношение человека к миру.

Главным вопросом мировоззрения является отношение чело­века к миру, которое можно выразить в схеме взаимосвязи субъек­та и объекта. В качестве субъекта выступает «Я» в диапазоне от конкретного индивида до конкретного социального института, а объектом является то, что вызывает повышенный интерес и что противостоит субъекту как «не-я». Это может быть любая реаль­ность в диапазоне от любого явления мира до другого «Я».

Мировоззрение, связав человека и мир в субъектно-объектную систему, имеет свою структуру.

Первым компонентом структуры мировоззрения являются по­требности человека. Потребности инициируют отношение субъек­та к объекту, формируют его интерес.

Вторым компонентом структуры является знание. Знание объек­та полагает необходимость и самопознания. Самопознание носит целевой характер, ибо ориентировано на объект интереса.

Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности в диапазоне от общечеловеческих до индиви­дуальных, включая нравственные и эстетические, правовые и по­литические, философские и религиозные.

Coзнание (знание о мире и о себе), пропущенное через ценнос­ти, обеспечивает еще один компонент мировоззрения. Это идея как звено, связующее субъект и объект. В зависимости от состоя­ния ценностей (подлинные или ложные) и полноты знания, идея может проявиться в форме идеала или идола.

Идеал инициирует ту практическую силу, которая задает субъек­ту меру рассудочности, формирует его ориентиры на проект цели, определяет задачу и обеспечивает выбор средств, необходимых для достижения цели. Если идеал ориентирован на социально одоб­ряемый результат, то идол ориентирован на принцип: «Цель оп­равдывает средства, победителя не судят». Тот, кто ориентирован на «идол», не застрахован оказаться его заложником.

Замыкает структуру мировоззрения психологическая установка субъекта на объект его интереса. Здесь возможны три варианта.

*  Объект вполне удовлетворяет интерес субъекта и последний принимает его в естественной данности.

* Объект не удовлетворяет интересы субъекта и последний при­нимает решение изменить его   с учетом своих желаний и своих возможностей.

* Объект не удовлетворяет интересы субъекта, но у последнего отсутствует возможность его изменить. В этом случае субъект «те­ряет» интерес к объекту.

В границах становления и развития человечества фундаменталь­ное мировоззрение обеспечивали мифология, религия и филосо­фия. Для своего времени они формировали исходную посылку отношения субъекта к объекту, обеспечивая культуру страха, по­читания или познания.

Функциональное мировоззрение индивида в системе субъект-но-объектного отношения формируется опосредованно через при­кладное мировоззрение, носителем которого выступает сознание общества в форме политики и права, морали и искусства, науки.

Названные формы сознания общества ассимилируют общече­ловеческие ценности и общие знания фундаментального мировоз­зрения, а затем адаптируют их применительно к конкретной ситу­ации социального пространства и времени, что обеспечивает их эффективное усвоение на уровне индивида. Так, индивид, рабо­тающий в сфере права, будет формировать мировоззрение, суще­ственно отличающееся от мировоззрения ученого, искусствоведа, политика. Это не означает, что оно будет лучше или хуже. Оно будет другим.

Мировоззренческий плюрализм — условие расширенного вос­производства культуры, гарант стабильности и благополучия об­щества, средство предотвращения тоталитаризма.

 

2. Исторические типы мировоззрения

По мере перехода от биологической популяции до социальной общности людей, становления и развития общества сложились три типа фундаментального мировоззрения: миф, религия и философия.

Миф — это особое мировоззрение, которое выступает факто­ром социализации человека. Миф это не столько сказание о жизни в слове, сколько сама жизнь. Он обеспечивает системную упорядоченность в форме тотема, организует ойкумену (заселен­ное пространство), создает пантеон (место для богов), формирует культуру страха и ритуала.

В границах решения основного вопроса мифологического ми­ровоззрения формируются устойчивые гипертрофированные об­разы, закрепляющие систему табу (запретов).

Сложившаяся культура мифа выполнила свое назначение быть скрепами общества, обеспечив его «инкубационный период»1.

Дальнейшее развитие производительных сил, появление пись­менной культуры означало закат мифологии. Выполнив свое на­значение, мифологическое мировоззрение передает эстафету од­новременно и религии, и философии.

Религия возьмет на себя охранную функцию общества, освя­щая его стабильность. Философия заявит о своем статусе демиур­га (творца), преступающего через традиции и обеспечивающего прорыв общества в будущее, предварительно познав и оценив про­тиворечие между сущим и желаемым.

Религия — это особая форма общественного и индивидуального сознания; особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанный на вере в Бога и в высшую справедливость.

Отличие религиозного мировоззрения от мифологического со­стоит в том, что отношение к Богу строятся не по принципу сродности тотема, а на основании безоговорочного принятия автори­тета Бога.

Религия выступает правопреемником мифологии, но между ними есть существенное различие. Над человеком больше не дов­леет культура мифа, растворяющая его в обществе через следова­ние определенным ритуалам. Отныне человек обретает право на индивидуальность и самопроектирование. Он может принять и адаптировать религиозное мировоззрение, а может и не принять его.

Если в пределах мифологического мировоззрения формируют­ся гипертрофированные образы страха, определяющие поведение людей, то в границах религиозного мировоззрения формируются образы святого, ориентированные на диалог человека с Абсолю­том. В результате этого диалога возникают религиозные идеи и соответствующие им религиозные чувства и настроения. Оформ­ляется особая религиозная культура и особый религиозный язык.

 

(c) И. И. Кальной. Философия

 

Хранители:

 Sonya

и 

Джо Доусон

 

[Главная] [Интро] [Библиотека] [Гостевуха] [Форум] [Чат] [Фотоальбомы] [Музыкальные группы] [Download] [Прочее] [Ссылки] [Обратная связь]

Design by Yaroslavna   

  



Hosted by uCoz