1.
Мировоззрение и его структура
Прежде
чем определять мировоззрение, следует развести понятия
«мировосприятие», «миропонимание» и «мировоззрение»,
которые подчас употребляются как синонимы.
Мировосприятие — это пассивное созерцание человеком
мира на феноменальном уровне в форме эмоционально
окрашенных ощущений. Другими словами, это восприятие
мира как оно нам кажется без претензии на адекватное
представление мира.
Достоинство мировосприятия в том, что оно является
предпосылкой миропонимания и мировоззрения.
Недостаток мировосприятия кроется в его феноменально
окрашенной субъективности.
Миропонимание — это особая форма освоения мира в
системе гносеологического отношения субъекта к объекту.
Опираясь на чувственный материал мировосприятия,
миропонимание оперирует категориями определенности,
обусловленности и целостности. С помощью этих категорий
обеспечивается процесс упорядочивания информации о
мире.
Недостаток миропонимания заключается в невозможности
построить единый категориальный каркас освоения мира.
Кроме того, любое чувственное восприятие, возведенное в
статус понятия, есть определенная мера ограничения,
огрубления, формализации, а стало быть, и какой-то
невосполнимой информационной потери.
Мировоззрение — это система взглядов человека на
мир, определяющих его отношение к миру, и позволяющих
найти свое место, обрести смысл и цель жизни.
Мировоззрение может быть самодостаточным, если оно
опирается на мировосприятие и миропонимание,
обеспечивающие эмоционально-ценностное и рассудочное
отношение человека к миру.
Главным
вопросом мировоззрения является отношение человека к
миру, которое можно выразить в схеме взаимосвязи
субъекта и объекта. В качестве субъекта выступает «Я» в
диапазоне от конкретного индивида до конкретного
социального института, а объектом является то, что
вызывает повышенный интерес и что противостоит субъекту
как «не-я». Это может быть любая реальность в диапазоне
от любого явления мира до другого «Я».
Мировоззрение, связав человека и мир в
субъектно-объектную систему, имеет свою структуру.
Первым
компонентом структуры мировоззрения являются
потребности человека. Потребности инициируют отношение
субъекта к объекту, формируют его интерес.
Вторым
компонентом структуры является знание. Знание объекта
полагает необходимость и самопознания. Самопознание
носит целевой характер, ибо ориентировано на объект
интереса.
Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о
себе являются ценности в диапазоне от общечеловеческих
до индивидуальных, включая нравственные и эстетические,
правовые и политические, философские и религиозные.
Coзнание (знание о мире и о
себе), пропущенное через ценности, обеспечивает еще
один компонент мировоззрения. Это идея как звено,
связующее субъект и объект. В зависимости от состояния
ценностей (подлинные или ложные) и полноты знания, идея
может проявиться в форме идеала или идола.
Идеал
инициирует ту практическую силу, которая задает
субъекту меру рассудочности, формирует его ориентиры на
проект цели, определяет задачу и обеспечивает выбор
средств, необходимых для достижения цели. Если идеал
ориентирован на социально одобряемый результат, то идол
ориентирован на принцип: «Цель оправдывает средства,
победителя не судят». Тот, кто ориентирован на «идол»,
не застрахован оказаться его заложником.
Замыкает
структуру мировоззрения психологическая установка
субъекта на объект его интереса. Здесь возможны три
варианта.
* Объект
вполне удовлетворяет интерес субъекта и последний
принимает его в естественной данности.
* Объект
не удовлетворяет интересы субъекта и последний
принимает решение изменить его с учетом своих желаний
и своих возможностей.
* Объект
не удовлетворяет интересы субъекта, но у последнего
отсутствует возможность его изменить. В этом случае
субъект «теряет» интерес к объекту.
В
границах становления и развития человечества
фундаментальное мировоззрение обеспечивали мифология,
религия и философия. Для своего времени они формировали
исходную посылку отношения субъекта к объекту,
обеспечивая культуру страха, почитания или познания.
Функциональное мировоззрение индивида в системе
субъект-но-объектного отношения формируется
опосредованно через прикладное мировоззрение, носителем
которого выступает сознание общества в форме политики и
права, морали и искусства, науки.
Названные
формы сознания общества ассимилируют общечеловеческие
ценности и общие знания фундаментального мировоззрения,
а затем адаптируют их применительно к конкретной
ситуации социального пространства и времени, что
обеспечивает их эффективное усвоение на уровне индивида.
Так, индивид, работающий в сфере права, будет
формировать мировоззрение, существенно отличающееся от
мировоззрения ученого, искусствоведа, политика. Это не
означает, что оно будет лучше или хуже. Оно будет
другим.
Мировоззренческий плюрализм — условие расширенного
воспроизводства культуры, гарант стабильности и
благополучия общества, средство предотвращения
тоталитаризма.
2.
Исторические типы мировоззрения
По мере
перехода от биологической популяции до социальной
общности людей, становления и развития общества
сложились три типа фундаментального мировоззрения: миф,
религия и философия.
Миф — это
особое мировоззрение, которое выступает фактором
социализации человека. Миф — это не столько
сказание о жизни в слове, сколько сама жизнь. Он
обеспечивает системную упорядоченность в форме тотема,
организует ойкумену (заселенное пространство), создает
пантеон (место для богов), формирует культуру страха и
ритуала.
В
границах решения основного вопроса мифологического
мировоззрения формируются устойчивые гипертрофированные
образы, закрепляющие систему табу (запретов).
Сложившаяся культура мифа выполнила свое назначение быть
скрепами общества, обеспечив его «инкубационный период»1.
Дальнейшее развитие производительных сил, появление
письменной культуры означало закат мифологии. Выполнив
свое назначение, мифологическое мировоззрение передает
эстафету одновременно и религии, и философии.
Религия
возьмет на себя охранную функцию общества, освящая его
стабильность. Философия заявит о своем статусе демиурга
(творца), преступающего через традиции и обеспечивающего
прорыв общества в будущее, предварительно познав и
оценив противоречие между сущим и желаемым.
Религия — это особая форма общественного и
индивидуального сознания; особый общественный институт,
специфическая форма общественных отношений и особый вид
деятельности, основанный на вере в Бога и в высшую
справедливость.
Отличие
религиозного мировоззрения от мифологического состоит в
том, что отношение к Богу строятся не по принципу
сродности тотема, а на основании безоговорочного
принятия авторитета Бога.
Религия
выступает правопреемником мифологии, но между ними есть
существенное различие. Над человеком больше не довлеет
культура мифа, растворяющая его в обществе через
следование определенным ритуалам. Отныне человек
обретает право на индивидуальность и самопроектирование.
Он может принять и адаптировать религиозное
мировоззрение, а может и не принять его.
Если в пределах мифологического
мировоззрения формируются гипертрофированные образы
страха, определяющие поведение людей, то в границах
религиозного мировоззрения формируются образы святого,
ориентированные на диалог человека с Абсолютом. В
результате этого диалога возникают религиозные идеи и
соответствующие им религиозные чувства и настроения.
Оформляется особая религиозная культура и особый
религиозный язык.
(c)
И. И. Кальной.
“Философия”
|