Внимание
— это направленность и
сосредоточенность
психической деятельности на
определенном объекте.
Среди
психических явлений внимание
занимает особое место. Оно
входит в познавательные
процессы, в практическую
деятельность. Благодаря
вниманию наша деятельность
имеет определенную
избирательную направленность
— из большого числа объектов
мы выбираем лишь необходимые и
сосредоточиваем на них нашу
психическую деятельность.
Объектом внимания может
выступать внешний мир, сама
психическая деятельность,
наши переживания, мысли.
Внимание не может быть
беспредметным.
Напряженное
внимание имеет характерные
внешние проявления— мимику,
позу, движения, задержку
дыхания. По этим признакам
можно судить, насколько
внимателен человек.
Внимание
тесно связано с волей. К. Маркс
отмечал, что «кроме напряжения
тех органов, которыми
выполняется труд, в течение
всего времени труда
необходима целесообразная
воля, выражающаяся во внимании,
и притом необходима тем более,
чем меньше труд увлекает
рабочего своим содержанием и
способом исполнения,
следовательно, тем меньше
рабочий наслаждается трудом,
как игрой физических и
интеллектуальных сил»*. Эта
мысль К- Маркса является
основополагающей в освещении
природы внимания.
Внимание
как элемент сознания
развивается в труде и в общении
людей, в их общественной
деятельности.
11.3.1.
Физиологические основы
внимания
Физиологической
основой внимания является
деятельность определенных
участков коры больших
полушарий головного мозга, с
помощью которых
осуществляются
сопровождаемые вниманием
психические процессы.
Функционирование внимания
обеспечивается сочетанной
деятельностью первого и
третьего блоков мозга (см. 1.3).
Для
понимания физиологических
механизмов внимания определенное
значение имеет выдвинутый А. А.
Ухтомским принцип доминанты,
согласно которому в мозгу
всегда имеется участок с повышенной
возбудимостью, доминирующий (господствующий)
над остальными участками.
Наличие этого очага позволяет
понять сосредоточенность
внимания на каком-либо объекте
или явлении, когда другие
раздражители не в силах
вызвать отвлечение внимания,
поэтому они остаются «незамеченными».
11.3.2.
Виды внимания
В
зависимости от активности
человека в организации
внимания и от причин, его
вызывающих, внимание может
быть произвольным и
непроизвольным.
Непроизвольное
внимание возникает
непосредственно "под
влиянием внешних
раздражителей, действующих в
данный момент, которые
вызывают оптимальное
возбуждение в определенных
участках коры большого мозга.
По своим физиологическим
механизмам непроизвольное
внимание является
ориентировочным рефлексом.
Оно не требует волевых усилий.
Непроизвольное
внимание характеризуется
отсутствием предварительной
готовности человека к данному
восприятию или действию,
внезапностью (возникает сразу
после раздражения), непродолжительностью
(длится, пока действуют
соответствующие раздражители).
I/Произвольное
внимание — результат
сознательных (волевых) усилий
человека, оно направляется
требованиями деятельности и
характеризуется
целенаправленностью (определяется
задачами, которые ставит
человек перед собой в той или
иной деятельности),
организованностью (человек
заранее готовится быть
внимательным, сознательно
организует и направляет свое
внимание на выполнение той
или иной деятельности),
устойчивостью (внимание
сохраняется более или менее
долгое время, в зависимости
от выполнения той или иной
деятельности или плана работы).
Произвольное
внимание вызывают следующие
основные причины: .
1.
Сознание долга и обязанностей,
способствующее выполнению
данного вида деятельности.
2.
Интересы человека, его
мотивы, побуждения к занятию.
3.
Привычка
работать, выполнять ту или
иную деятельность как в
благоприятных, так и в
неблагоприятных условиях.
Зная
психологические и
физиологические особенности
процесса внимания, можно
развивать его, управлять им и,
значит, эффективно
организовывать деятельность
человека. Поэтому педагог,
воспитатель должен всегда
учитывать условия,
облегчающие произвольное и
непроизвольное внимание,
обстановку, организацию
рабочего места (спортивный зал,
станок, письменный стол и т. п.),
психическое и физическое
состояние человека (напряжение,
утомление). Важно также
напоминать о целях
деятельности, развивать
волевые качества, вводить
новые приемы в методику
тренировочного занятия и
многое другое.
38
Бесспорно,
основное значение в жизни и
деятельности человека играет
произвольное внимание.
Произвольное
внимание основывается на
сознательно волевом отношении
человека к выполняемой им
деятельности. Воспитание
произвольного внимания
связывается поэтому с
формированием мировоззрения,
моральных убеждений и
принципов, сознания
общественной значимости и
необходимости данной
деятельности. По существу
преднамеренное внимание
является волевым процессом и
должно быть связано с
воспитанием воли.
11.3.3.
Свойства внимания
_Внимание
характеризуется объемом,
концентрацией, устойчивостью,
переключением; подвижностью и
распределением.
Объем
внимания определяется числом
объектов или их элементов,
которое может быть
одновременно воспринято с одинаково
высокой степенью ясности и
отчетливости. Средним считается
объем внимания, при котором
человек воспринимает
одновременно 5±2 объекта. Объем
внимания может быть значительно
расширен путем специальной
тренировки, тщательного
изучения объектов и тех
ситуаций, в которых их
приходится ^ воспринимать.
Когда деятельность протекает
в знакомой обстановке, объем
внимания довольно широк и
человек воспринимает больше
элементов, чем тогда, когда
приходится действовать в
незнакомой, мало понятной
ситуации. Увеличение объема
внимания ' достигается также
путем осмысления данной
деятельности, накопления
опыта, специальных знаний.
Например, объем внимания у
высококвалифицированного
футболиста значительно больше,
чем у новичка.
Концентрация
внимания характеризуется
затратой нервной" энергии
на выполнение данного вида
деятельности, в связи с чем
участвующие в ней психические
процессы протекают с большей
или меньшей ясностью,
четкостью и быстротой.
Показателем концентрации
внимания является
помехоустойчивость, т. е. отвлечение
от второстепенных,
посторонних раздражителей.
Внимание
в процессе выполнения тех или
иных действий может
проявляться с разной силой,
что определяется видом
деятельности. Например, во
время футбольного поединка у
спортсмена бывают моменты
очень высокой концентрации
внимания и моменты ослабленного
внимания. Наибольшей
концентрации внимание
достигает тогда, когда оно
направлено на один объект.
Высокая степень концентрации
внимания — необходимая
предпосылка точного, успешного
выполнения деятельности.
Однако такая концентрация
внимания может сохраняться в
течение незначительных промежутков
времени.
Физиологически
концентрация внимания
обусловливается возникновением
оптимального очага
возбуждения в одних участках
коры при одновременном
торможении в других.
Устойчивость
внимания проявляется в
сохранении требуемой
концентрации в течение
длительного времени. Это свойство
внимания зависит от целого
ряда причин от силы нервных
процессов, характера и вида
деятельности, отношения к делу,
сложившихся привычек, уровня
развития волевых качеств и др
Устойчивость
внимания важна в различных
видах деятельности (в учении,
труде, спорте и др ) Например,
от футболистов требуется не
только большой объем внимания,
высокая степень его
интенсивности, по и умение
сохранять эту интенсивность в
течение всей игры
Для
поддержания высокой
устойчивости внимания
необходимо соблюдать ряд
требований— обеспечить
оптимальный темп работы (при
слишком замедленном или
чрезмерно высоком темпе устойчивость
внимания снижается),
оптимальный объем работы (при
очень большом объеме заданной
работы внимание становится
неустойчивым), разнообразие
действий и операций (однообразный
и особенно монотонный
характер работы значительно
ухудшает устойчивость
внимания)
;
Переключение внимания — это
способность быстро и точно
переходить от одних действий к
другим, от одной деятельности
к другой
Не
нужно смешивать сознательное,
целенаправленное
переключение внимания с
отвлекаемостью, а также
переключение внимания с
непроизвольным вниманием
Легкая отвлекаемость характеризует
недостаточную устойчивость
внимания При переключении
внимания мы всегда ставим
определенные задачи или же он
диктуется видом действий или
деятельности
Физиологической
основой переключения внимания
является торможение
существующего очага
возбуждения и формирование
нового Это позволяет сделать
вывод, что переключение
внимания зависит от
подвижности нервных процессов
— быстроты смены возбуждения
и торможения, а также от
особенностей объектов и
характера деятельности
Способность
легко, своевременно, точно
переключить внимание имеет
большое значение в ряде
профессий, особенно в спортивной
деятельности у представителей
таких видов спорта, как игры и
единоборства
Подвижность
внимания выражается в
закономерной периодической
смене объектов, на которые оно
обращено Внимание
чрезвычайно динамично и
подвижно Даже тогда, когда человек
поглощен выполнением какой
либо деятельности, его внимание
все время переходит от одного
объекта к другому, оно не может
долго задерживаться на каком-либо
одном объекте
Подвижность
(динамичность) внимания хорошо
иллюстрируется так
называемыми двойственными
изображениями Если с напряженным
вниманием смотреть на рис 2,
последовательно, через
определенные промежутки
времени (1—4 с), можно видеть в
одном случае то вазу, то
профиль, в другом—то лестниц),
то карниз. Эта смена объектов и
есть колебание внимания
Колебание
внимания следует отличать от
изменения его устойчивости
Изменение устойчивости
внимания характеризуется
периодическим повышением или
понижением его концентрации,
в
то время как колебание
внимания возможно при самой
высокой его устойчивости
Распределением
внимания называется
направленность внимания
одновременно на несколько
объектов или на выполнение
двух или более действий
Например, студент слушает и
одновременно записывает
лекцию, вратарь во время
футбольного матча следит
одновременно за многими
находящимися в поле его зрения
игроками, подмечает их
действия и т п Распределение
внимания является необходимым
условием успеха во многих
видах деятельности, по самой
своей структуре требующих
одновременного выполнения
разнородных операций,
действий (диспетчер, летчик,
шофер, токарь, хоккеист, боксер
и т п )
Физиологической
основой распределения
внимания являются нервные
процессы, одновременно
протекающие в функционально
различных участках коры
большого мозга Например, когда
студент слушает и записывает
лекцию, одновременно
функционируют его слуховые,
ассоциативные и моторные
центры (движение руки при
записи). Распределение
внимания требует от человека
значительно больших усилий и
затрат нервной энергии, чем
другие свойства внимания Для
развития способности к
распределению внимания
необходимо в совершенстве
владеть приемами, действиями,
операциями (навыками), на
которые распределяется внимание
11.3.4.
Значение внимания в
деятельности человека
При
характеристике личности
принято говорить о
внимательном, невнимательном
или рассеянном человеке
Внимательность
определяется преобладанием
произвольного внимания Она
характеризует
целенаправленного,
организованного человека
Невнимательность
выражается в неумении
сосредоточиться на объекте
деятельности, в отсутствии
заинтересованности, недостаточности
развития ряда волевых качеств
Одним из признаков
невнимательности является
рассеянность.
Внимательность
как характеристика человека
проявляется в своеобразном
синтезе свойств внимания
Определенные свойства его
формируются в процессе
активной деятельности и могут
иметь специализированный
характер. Например, спортивные
игры, единоборства эффективно
развивают такие свойства
внимания, как распределение,
переключение, тогда как
гимнастика, тяжелая атлетика,
стрельба — сосредоточение,
высокую степень концентрации.
Свойства внимания связаны с
типологическими
особенностями нервной системы
человека, определенными
чертами характера,
индивидуальными
особенностями физической и
умственной деятельности.
Что же такое внимание ?
Внимание
– направленность и
сосредоточенность сознания на
каком-нибудь предмете, явлении
или деятельности.
Направленность сознания –
выбор объекта, а
сосредоточенность
предполагает отвлечение от
всего, что не имеет отношения к
этому объекту.
Внимание
обуславливает успешную
ориентировку субъекта в
окружающем мире и
обеспечивает более полное и
отчетливое отражение его в
психике. Объект внимания
оказывается в центре нашего
сознания, все остальное
воспринимается слабо,
неотчетливо, однако
направленность нашего
внимания может меняться.
Внимание
не представляет
самостоятельного
психического процесса, так как
не может проявляться вне
других процессов. Мы
внимательно или невнимательно
слушаем, смотрим, думаем,
делаем. Таким образом,
внимание является лишь
свойством различных
психических процессов.
2.
2.
Физиологические основы
внимания.
В коре
больших полушарий мозга могут
протекать два процесса:
возбуждение и торможение.
Когда человек внимателен к
чему-либо, это значит, что у
него в коре мозга возник очаг
возбуждения. Остальные
участки мозга в это время
находятся в состоянии
торможения. Поэтому человек,
сосредоточенный на чем-либо
одном, может ничего другого в
этот момент не замечать.
Деятельность
невозбужденных участков мозга
связана в это время с тем, что
обычно называется
неосознанной, автоматической
деятельностью человека.
Большое
значение для появления
внимания имеет так называемый ориентировочный
рефлекс. Он представляет
собой врожденную реакцию
организма на всякое изменение
окружающей среды.
Способность
настораживаться, реагируя
иногда на очень
незначительное изменение в
окружающей среде, объясняется
наличием в больших полушариях
мозга сети нервных путей,
соединяющих ретикулярную
формацию (совокупность
структур головного мозга,
регулирующих уровень
возбудимости) с разными
участками коры больших
полушарий. Нервные импульсы,
идущие по этой сети, возникают
вместе с сигналами от органов
чувств и возбуждают кору,
приводя ее в состояние
готовности реагировать на
ожидаемые дальнейшие
раздражения. Таким образом,
ретикулярная формация вместе
с органами чувств
обуславливает появление
ориентировочного рефлекса,
являющегося первичной
физиологической основой
внимания.
3.
3. Виды
внимания.
Если
лекция преподавателя
интересна по содержанию, то
студенты без всяких усилий,
внимательно ее слушают. Это –
проявление так называемого непроизвольного
внимания. Оно нередко
появляется у человека не
только без всяких волевых
усилий, но и без намерения что-либо
видеть, слышать и т.п. Поэтому
данный вид внимания называют
также непреднамеренным.
Что же
вызывает непроизвольное
внимание? Тут имеется
несколько причин:
1.
1.
Относительная сила
раздражителя.
2.
2.
Неожиданность раздражителя.
3.
3. Движущиеся
предметы. Французский
психолог Т. Рибо особенно
выделял этот фактор, он считал,
что именно благодаря
целенаправленной активизации
движений происходит
концентрация и усиление
внимания на предмете.
4.
4. Новизна
раздражителя.
5.
5. Контрастные
предметы или явления.
6.
6. Внутреннее
состояние человека.
Иной
характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно возникает
потому, что у человека
появляется цель, намерение что-то
воспринимать или делать. Этот
вид внимания называют также
преднамеренным. Произвольное
внимание имеет волевой
характер.
Психологи
еще третий вид внимания,
которое возникает после
определенных волевых усилий,
но когда человек как бы «входит»
в работу, начинает легко
сосредотачиваться на ней.
Такое внимание советский
психолог Н. Ф. Добрынин назвал послепроизвольным
(или вторичным), так как оно
приходит на смену обычному
произвольному вниманию.
Если
условием появления
непроизвольного внимания
являются, как было сказано,
качества внешних
раздражителей и особенности
внутреннего состояния
человека (его потребности,
интересы), то для появления и
поддержания произвольного
внимания необходимо
сознательное отношение к
деятельности. Однако нередко
бывает так, что это
сознательное отношение
имеется, цель ясна и
достижение ее признается
совершенно необходимым, тем не
менее человек не может
работать сосредоточенно. Так
бывает у людей со слабо
развитой волей, которые не
привыкли проявлять
определенное усилие, чтобы
быть внимательными.
4.
4. Основные
свойства внимания.
Внимание
имеет некоторые особенности,
которые у разных людей
проявляются в разной степени.
Итак, свойства:
1.
1.
Сосредоточенность (концентрация)
– выделение сознанием объекта
и направление на него внимания.
2.
2.
Устойчивость – большая
сопротивляемость отвлечениям,
благодаря чему человек
длительное время может быть
сосредоточен на каком-нибудь
предмете или действии.
3.
3. Объем
внимания – количество
объектов воспринимаемых
одновременно.
4.
4.
Распределение – умение
одновременно следить за
несколькими предметами или за
выполнением различных
действий.
5.
5.
Переключение – сознательное
перемещение внимания на новый
объект.
5.
5.
Рассеянность и внимательность.
При
рассеянности сознание
человека не имеет
определенной направленности,
а переходит с одного предмета
на другой, т.е. рассеивается.
Можно
выделить два основных вида
рассеянности. Первый –
результат общей
неустойчивости внимания. Им,
как правило, отличаются дети
младшего возраста. Однако оно
может быть и у взрослых в
результате слабости нервной
системы или большого
утомления, недосыпания и т.д.
Такой вид рассеянности
появляется также при
отсутствии привычки работать
сосредоточенно.
Второй
вид рассеянности имеет совсем
иной характер. Он возникает
потому, что человек
сосредоточен на чем-то одном и
поэтому не замечает ничего
другого. Такой рассеянностью
отличаются люди, увлеченные
своим делом.
Если
человек привыкает все делать
внимательно, то внимание,
становясь постоянной
особенностью, перерастает во
внимательность, которая, как
черта личности, имеет большое
значение в общем
психологическом облике
человека. Тот, кто обладает
этим качеством, отличается
наблюдательностью,
способностью лучше
воспринимать окружающее.
Внимательный человек
реагирует на события быстрее и
переживает их часто глубже,
отличается большой
способностью к обучению.
Внимательность
связана с большим развитием
свойств внимания: его объема,
сосредоточенности,
устойчивости, распределения.
Обладая этим качеством,
человек легко
сосредотачивается, у него
хорошо развито непроизвольное
внимание. Даже при отсутствии
интереса к работе
внимательный человек может
быстро мобилизовать
произвольное внимание,
заставить себя
сосредоточиться на трудном и
неинтересном занятии.
Обычно
выдающиеся ученые, писатели,
изобретатели, вообще
творческие люди отличаются
внимательностью. Здесь можно
назвать Дарвина, Павлова,
Толстого, Чехова, Горького.
|