Содержание:
Список людей сделавший свой
вклад в развитие психологии.
Античный период.
Период феодального строя.
Период учения XVII - XVIII века.
XIX век.
Карта памяти по истории
психологии
1 период
2 период
3 период
Список людей сделавший свой
вклад в развитие психологии.
Античный период.
Ученый
|
Основные
идеи.
|
Платон
(428 – 348 г. до н.э.)
|
Родоначальник
европейского идеализма,
создал на основе
древнегреческой мифологии
философскую модель, вел
напряженную борьбу с
материалистическим
направлением, вершиной
которого в период
античности являлось учение
Демокрита.
Противник
материализма.
Ученик
Сократа
Познание
- есть анамнесис
воспоминание души об идеях,
которые она созерцала до ее
соединения с телом.
Платон
интенсивно разрабатывал
диалектику и наметил
развитую неоплатонизмом
схему основных ступеней
бытия.
Он
учил, что истинная
реальность, которой он
считал сферу вечных,
бестелесных, чуждых ему
материальных идей,
постигается устремленным к
этому высшему миру
умозрений.
Считал,
что чувственное и
умопостигаемое
принадлежит к двум не
сопоставимым ни в каком
отношении мирам.
В
своих учениях он
ориентировался на
математику.
Считал,
что работа мышления
отличается от ощущений не
только по характеру ее
зависимости от объектов, но
и по производимым
субъектом действий.
|
Аристотель
(384 – 322 г. до н.э.)
|
Полагал
что идейное богатство мира
воплощено в конкретных
чувственно воспринимаемых
вещах и раскрывается
только благодаря земному
общению с ними в процессе
эмпирических исследований.
В
своих учениях он
ориентировался на биологию.
Душа
–
–
Это
целесообразно работающая
органическая система.
–
–
Неотъемлемое
начало органической жизни,
но не материального мира в
целом.
–
–
Способ
организации материального
тела.
Окончательно
покончил с гилозоизмом –
учением о одушевленности
всех физических тел.
Выделил
четыре функции души:
1.
1.
Питательная,
вегетативная –
растительный мир.
2.
2.
Сенсомоторная
– животный мир
3.
3.
Сенсомоторная
– животный мир
4.
4.
Разумная
– человеческий мир,
человек.
Учил,
что каждый ситуации
соответствует
определенный – правильный
аффект.
Отвергал,
что органом психики
является мозг –
поверхность больших
полушариев не обладает
чувствительностью.
Учился у Платона.
Воспитатель Александра
Македонского.
Основоположник формальной
логики. создатель
силлогистики. (СИЛЛОГИСТИКА
- от греч. syllogistikos выводящий
умозаключение),
исторически первое,
созданное Аристотелем
учение о логической
дедукции.
«Первая философия» (позднее
названа метафизикой)
содержит учение об
основных принципах бытия:
возможности и
осуществлении/
Колебался между
материализмом и идеализмом;
идеи:
-
-
внутренние
движущие силы вещей,
неотделимые от них;
-
-
источник
движения и изменчивого
бытия вечный и неподвижный
«ум»;
-
-
ступени
природы: неорганический
мир, растение, животное,
человек.
-
-
«ум»,
разум, отличает человека от
животного.
Центральный
принцип этики - разумное
поведение, умеренность (метриопатия).
|
Августин
(354 – 430 г. до н.э.)
|
“Отец
церкви”
Культивировал
негативное отношение к
реальному миру и
интровертную установку –
человек должен остаться
наедине с собой чтобы
устремиться к всевышнему.
Проповедовал
спонтанную активность души
с телом с которым она
соединена.
|
Гераклит
(530 – 470 г. до н.э.)
|
Все
вещи есть суть модификации
огня.
“По
каким дорогам ты ни шел бы,
не найдешь границ души, так
глубок ее логос”
Все
существующее, в том числе
телесное и душевное,
непрерывно изменяется и
безостановочно течет.
Он
полагал, что душа
испаряется из влаги.
Придерживался
идеи неразделимости
внешней природы и души.
Разделил
психические и
допсихические состояния в
организме.
Внутри
психического познания
вычленил: мышление,
познание, уровни понимания.
|
Парменид
(период расцвета
504-501 до н. э.)
|
Основатель элейской школы.
Провел
принципиальное различие
между чувственно
познаваемым миром и миром
умопостигаемым.
чувственно
познаваемый мир – текучий,
зыбкий, вечно изменчивый.
умопостигаемым
мир – неподвижен,
однороден, закончен.
Первым провел
принципиальное различие
между умопостигаемым,
неизменным и вечным («единым»),
бытием (сфера истинного
знания) и чувственно
воспринимаемой
изменчивостью и преходящей
текучестью всех вещей (сфера
«мнения»).
Сформулировал идею
тождества бытия и мышления.
|
Анаксагор
(500
– 428 г. до н.э.)
|
Материалист.
Считал
мир состоящим из
бесчисленного множества
качественно различных
частиц, учил, что их
движение упорядочивается
благодаря уму. Он указывал
на начало, придающее
процессам природы и
человеческому поведению (включая
мышление) закономерный
характер.
Вывел,
что сладкое, горькое
и др. чувственные
свойства вещей нельзя
познать с помощью их самих.
Выдвинул учение о
неразрушимых элементах «семенах»
вещей (позже названных
гомеомериями).
Движущий
принцип мирового порядка
ум (нус), организующий
элементы.
|
Демокрит
(460 – 370 г. до н. э.)
|
Разработал атомистическую
модель мира, воплотившую в
себе принцип причинности.
Душа – лишь одна из
разновидностей вещества
среди других.
Он отвергал бессмертие души.
Один из основателей
античной атомистики.
По Демокриту, существуют
только атомы и пустота.
Атомы неделимые
материальные элементы (геометрические
тела, «фигуры»), вечные,
неразрушимые,
непроницаемые, различаются
формой, положением в
пустоте, величиной;
движутся в различных
направлениях, из их «вихря»
образуются как отдельные
тела, так и все
бесчисленные миры;
невидимы для человека;
истечения из них, действуя
на органы чувств, вызывают
ощущения.
|
Сократ
(470 – 399 г. до н.э.)
|
Родоначальников диалектики
как метода отыскания
истины путем постановки
наводящих вопросов
Создатель
понятия – диалектика –
нахождение истины с
помощью беседы. “Познай
самого себя”
С помощью определенным
образом подобранных
вопросов помочь
собеседнику найти истинный
ответ – сократический
метод, и тем самым привести
его от неопределенных
представлений к
логическому ясному знанию
обсуждаемых предметов.
В
отличии от софистов у
которых исходным пунктом
было отношение человека к
людям, он принял за основу
отношение человека к
самому себе, как носителю
интеллектуальных и
нравственных качеств.
Был обвинен в «поклонении
новым божествам» и «развращении
молодежи» и приговорен к
смерти.
Излагал свое учение устно.
Цель философии
самопознание как путь к
постижению истинного блага;
добродетель есть знание,
или мудрость.
Для последующих эпох Сократ
стал воплощением идеала
мудреца.
|
Лукреций
(99
– 55 г. до н.э.)
|
Ученик
Эпикура – последователя
Демокрита.
Вывел
что дух это не тоже самое,
что и душа.
Душа,
разновидность материи –
активна, деятельна,
способна подчинить себе
тело состоящее из более
грубой материи.
Категорически
отвергал что вся природа
пронизана разумом.
Есть
только атомы, учил Он,
движущие по естественным
законам из которых нужно
выводить и сам разум.
|
Гален
(129 – 199)
|
Вплотную
подошел к понятию о
сознании.
В
его учении термин “Распознавание”
явился приемником термина
– сознание в наше время.
Создатель
концепции – “зрительного
акта”
|
Плотин
(203 – 269 г. до н.э.)
|
Проповедовал
абсолютную
имматериальность души.
Утверждал,
что душа обладает
способностью направляться
не только “вверх” – к
божественному, и “вниз” –
к неземному материальному
миру, но и к самой себе,
воспринимая тем самым свою
собственную деятельность.
Индивидуальные
души происходят от мировой
души.
Он
понимал психическое
действие любого уровня как
чисто духовное.
Память
– это не запас впечатлений
она есть не что иное, как
знание о свих прежних
действиях
Основатель неоплатонизма.
Плотин
сыграл большую роль в
развитии античной
диалектики.
|
Гиппократ
(460 – 377 г. до н.э.)
|
Отвергал
единое материальное начало
как основу органической
жизни
|
Алкмеон Кротонский
(6-5 вв. до н. э.)
|
Мозг
– есть орган души.
Утверждал,
что имеется прямая связь
между органами чувств и
мозгом.
Представитель кротонской
медицинской школы.
Впервые дал
натурфилософскую
концепцию человеческого
тела как микрокосма и
сбалансированной системы
противоположностей.
Проводил анатомо-физиологические
исследования.
|
Период феодального строя.
Ученый
|
Основные идеи.
|
Ибм
– Сине
(980
– 1037)
|
Поддержка
учения о
психофизиологических
функциях.
Выделил две
психологии:
1.
1.
Естественно – научная
2.
2.
Метафизическая
В его работах
философское учение о душе
стало своего рода
прослойкой между наукой и
религией.
Создатель “Канона”
Продвигал идею
о независимости психики от
мозга.
|
Закарий
Рази
(865
– 925)
|
Противник идей
Галена.
Призывал
строить науку на
наблюдении и эксперименте.
|
Ибн
аль – Хайсам
(965
– 1039)
|
Занимался
исследованием возникающих
в организме психических
феноменов, а именно
продуктов деятельности
глаза.
Подошел к
органу зрения как к
оптическому прибору.
Изучил:
·
·
бинокулярное зрение
·
·
смещение цветов
·
·
контраст
|
Ибн
– Рошду
(1126
– 1198)
|
“ …
Чувствующей частью органа
зрения является не
хрусталик, а сетчатая
оболочка”.
Предполагал,
что индивидуальная душа
обладает некоторыми
способностями,
коренящимися в
чувственности которые
позволяют ей воспринимать
божественный разум.
Учил, что
человек связан с божеством
не прямо, а посредством
божественного разума.
|
Фома
Аквинский
(1225
– 1274)
|
Душа – чистый
субъект, не обладающий ни
чем кроме способности
сознавать.
|
Бернардино
Телезио
(1509
– 1588)
|
Разработал
теорию аффектов.
Полагал, что
движение материи не может
объяснить особое положение
человека.
Склонялся к
тому, что душа – бессмертна.
|
Леонардо
да Винчи
(1452
– 1519)
|
Дал понятие –
“живопись”, и стал
создателем науки живопись.
Придавал
большое значение строению
и свойству двигательного
аппарата.
Воспевал
высокое значение строения
глаза.
Изучая
функции органов,
рассматривал организм как
образец «природной
механики».
Впервые
описал ряд костей и нервов,
особое внимание уделял
проблемам эмбриологии и
сравнительной анатомии,
стремясь ввести
экспериментальный метод и
в биологию.
Утвердил
ботанику как
самостоятельную
дисциплину, дал
классические описания
листорасположения.
Явился одним
из основоположников
палеонтологии, считая, что
окаменелости, находимые на
вершинах гор, опровергают
представления о «всемирном
потопе».
|
Хуан
Луис Вивес
(1492
– 1540)
|
Один из первых
противопоставил эмпирико
– психологическое
познание метафизическим
учениям о душе.
Сформулировал
закон ассоциации.
Доказал, что
самым верным способом
управления чувствами
является вытеснение одного
аффекта другими, более
сильными.
|
Гомес
Перейра
(1500
– 1560)
|
Отрицал
существования души у
животных.
Животные
ничего не слышат, не видят и
вообще не чувствуют
Не чувственные
образы а знаки движут их
поведением.
|
Период учения XVII - XVIII века.
Ученый
|
Основные идеи.
|
Френсис
Бэкон
(1561
– 1626)
|
Провозгласил
имевшие в те времена
революционный смысл идеи о
том, что человек есть слуга
и истолкователь
природы, что значение
становиться силой (подобной
силам природы), когда люди
от книг обращаются к
реальным явлениям, от
умозрения – к эксперименту.
Решающую роль
он придает эксперименту –
не созерцанию и наблюдению,
а изменению явлений
посредством действий с
использованием
инструментов, орудий,
приборов. Природа
предстает как огромный
механизм, безгранично
открытый для вычислений,
наблюдений экспериментов с
помощью различных приборов.
|
Декарт
(1596
– 1650)
|
Определил
новые понятия:
тело
– автомат – система,
организованная по законам
механики.
душа
– упорядочивание автомата
– системы.
Работа
внутренних органов и
поведение организма
нуждается только во
внешних толчках и
соответствующей
материальной конструкции.
Ввел понятие «страсть»
или «аффект» –
эмоциональное состояние +
ощущения + представления.
|
Лейбниц
(1646
– 1716)
|
Считал, что в
душе существует известное
предрасположение,
благодаря которому в
дальнейшем из нее могут
быть извлечены в неопытные
истины. Произвел
разделение психических
явлений и представленость
на уровне сознания, и при
отсутствии сознания,
считал что, непрерывно
продолжается незаметная
деятельность психических
сил.
Является
родоначальником учения о
психической причинности.
|
Спиноза
(1632
– 1677)
|
Его идеи:
Единственная
субстанция – природа.
Психическое
мышление столь же реально,
как и физическое.
Вместе с
Гоббсом выдвинули идеи:
О
принципиальной
неотделимости души и тела,
душа не самостоятельная по
отношению к телу «начало»
Предметом
психологии познания должны
служить конкретные
психические явления, а не
душа как целостная
сущность.
Учение о
психике – часть общего
учения о материальном мире.
Законы природы
– есть строго причинные
явления.
|
Гоббс
(1588
– 1679)
|
Пытался
поставить вопрос – каким
образом можно вывести
мыслительную активность из
принципа механического
воздействия.
Единственная
субстанция – природа.
Он считал, что
в материальном мире нет
ничего, кроме движущейся
материи. Дал точное
определение понятию
самосохранение – конечная
цель к которой устремлен
каждый и во имя которой
один индивид вынужден
наносить ущерб другому.
|
Локк
(1632
– 1704)
|
Поддерживал
Декарта.
Опыт есть
последствия совместной
деятельности ощущений и
рефлексии.
Вывел термин «ассоциация»
|
Гартли
(1705
– 1757)
|
Противник
материализма.
Его учение это
первая материалистическая
концепция
бессознательного.
Его идеи:
Рецептор
должен рассматриваться не
сам по себе, а как компонент
системы.
Выдвинул идею
о том, что следующие за
раздражением рецептора
движения мышц могут
происходить в незаметной
для внешнего восприятия
форме.
Волевое
поведение возникает у
человека благодаря
соединению сенсомоторных
реакций с речью.
|
Дейвид
Юм
(1711
– 1776)
|
Провозгласили
единственным объектом
познания опыт.
Отбросил
рефлексию как источник
познания.
ОПЫТ =
впечатления + ощущения +
эмоции + …
+ идеи.
Развил
учение о чувственном опыте
(источнике знаний) как
потоке «впечатлений»,
причины которых
непостижимы. Проблему
отношения бытия и духа
считал неразрешимой.
Отрицал
объективный характер
причинности и понятие
субстанции. Разрабатывал
теорию ассоциации идей. В
этике развил концепцию
утилитаризма, в
политэкономии разделял
трудовую теорию стоимости
А. Смита. Учение Юма один из
источников философии И.
Канта, позитивизма и
неопозитивизма.
Волей человека,
по Юму, руководят именно
аффекты, а не разум. Разум
сам по себе не способен
нейтрализовать действие
какого-либо аффекта, это
может сделать только
другой аффект.
Все аффекты Юм
делит на спокойные (например,
чувство прекрасного) и
бурные (например, любовь
или ненависть).
Особое место
среди описываемых им
аффектов занимает аффект
симпатии, которая оживляет
все другие аффекты. Она
возникает в результате
воображаемого перенесения
себя на место другого
человека, испытывающего
определенные душевные
переживания
|
Христиан
Вольф
(1679
– 1754)
|
Приемленик
Лейбница
Первым
преподнес понятие
ПСИХОЛОГИЯ в Европу.
Описал
различные классы
психических явлений и
разделил их на
иерархически
расположенные группы.
|
Томас
Рид
(1710
– 1796)
|
«Шотландская
школа»
Его теория –
каждый человек рождается с
запасом принципов и истин,
позволяющих ему независимо
от опыта различать
прекрасное и безобразное,
дурное и хорошее.
Дал понятие
ощущение – простое
состояние, которое
существует в уме
познающего.
|
А.
Н. Радищев
(1749
– 1802)
|
«…Бытие вещей
независимо от силы
познания о них»
Он налагал,
будучи материалистическим
монистом, что психические
явления совершаются в
пространстве и воплощены в
пространственных
структурах. Тем самым он
отвергал
противопоставление
психического физическому
по признаку не
протяженности.
Придерживался,
что формирование
умственных качеств
индивида зависит не только
от взаимодействия внешней
среды но и от телесной
организации.
|
Общие
«достижения» для данного
периода
|
·
·
Развитие учения о
механизмах тела.
·
·
Развитие проблемы
аффекта (страсти) – как
телесное состояние,
являющимся могучим
регулятором психической
жизни.
·
·
Развитие учения о живом
теле как механической
системе, которая не
нуждается для своего
объяснения ни в каких
скрытых качествах и душах
·
·
Развитие понятия о
сознании как присущей
индивиду способности путем
внутреннего наблюдения
иметь самое достоверное,
знание о собственных
психических состояниях и
актах.
·
·
Развитие взаимосвязи
физического и психического.
|
XIX
век.
Ученый
|
Основные идеи.
|
Чарлз
Белл
(1774
– 1842)
|
Создатель
проекта «Новая анатомия
мозга»
Ссылаясь
на свои опыты он указывал,
что единый нерв
представляет в
действительности связку
различных нервов, имеющий
каждый собственное
качество.
Рассчитывал
экспериментально
расчленить душевную жизнь
на ее первичные элементы.
В
результате хирургических
экспериментов установил
различие в функциях нервов.
Он
очень близко подошел к
понятию рефлекторной
природе чувственного
познания тем – что считал
пространственный образ
вещи складывается
благодаря непроизвольной
деятельности глазных мышц.
В
1811 установил распределение
нервных волокон в корешках
спинного мозга
Провел
работы по связи
выразительных движений с
функциями различных
отделов нервной системы.
Внес существенный вклад в
разработку представлений о
рефлексах и рефлекторной
дуге. Обнаружил один из
защитных рефлексов,
состоящий в том, что при
смыкании век оба глазных
яблока поворачиваются к
верху.
|
Маршал
Холл
|
Отделил
рефлексы от движений.
Рефлекс
– такие акты, природа
который апсична. Рефлекс –
не есть деятельность
психических моментов.
|
Ф.
Галль
(1758
– 1828)
|
Основатель
науки френологии (наука о
деятельности мозга).
Произвел
первые попытки «размещения»
в извилинах больших
полушариев все «умственные
силы».
|
Флуранс
(1794
– 1867)
|
Мозг
– орган мысли.
Экспериментальными
способами впервые выяснил,
что:
·
·
мозжечок –
координирует движения
·
·
продолговатый головной
мозг – это жизненный узел
·
·
четверохолмие – зрение
·
·
спиной мозг –
возбуждение
|
Томас
Юнг
(1773
– 1829)
|
Выдвинул
гипотезу, что сетчатка
глаза содержит три вида
волокон каждый из которых
реагирует на свой световой
луч.
|
Карл
Густав Юнг
(1875-1961)
|
Основатель
«аналитической психологии».
Развил
учение о коллективном
бессознательном, в образах
которого (т. н. архетипах)
видел источник
общечеловеческой
символики, в т. ч. мифов и
сновидений («Метаморфозы и
символы либидо»).
Цель
психотерапии, по Юнгу,
осуществление
индивидуации личности.
Оказал
влияние на культурологи,
сравнительное
религиоведение и мифологию
(К. Кереньи, М. Элиаде и др.).
|
Огюстом
Конт
(1798
– 1857)
|
В
период его деятельности он
предложил новую
классификацию наук, среди
которых – психологии не
было.
Внутренний
мир станет предметом науки
тогда, когда будет
восстановлена бесплодная почва интроспективного анализа.
Вод
его влиянием образовалась
социальная психология.
|
Фохт
(1817
– 1895)
Молешотт
(1822
– 1893)
Бюхнер
(1824
– 1899)
Чольбе
(1819
– 1873)
|
-
утверждал, что мозг
производит мысль так же,
как печень желчь. Враждебно
относился к рабочему
движению и социализму.
-
в мышлении видел лишь
физиологический механизм.
Биохимические
исследования Молешотта
сыграли значительную роль
в развитии физиологической
химии.
-
понимал сознание не как
активное отражение
объективной реальности, а
как зеркальное (пассивное)
отражение
действительности;
сторонник социального
дарвинизма.
Сочинения
этих авторов
способствовали развитию
материалистического
воззрения.
За
свой период научной
деятельности эти
германские ученые внесли
лишь малую лепту в развитии
психологии.
Вульгарный
материализм – мозг
является не столько
энергетической сколько
информационной машиной.
Ложность
их позиции заключалась в
ошибочном понимании мозга
как машины.
|
Иоганнес
Мюллер
(1801
– 1858)
|
Рефлекс
– есть деятельность
психических моментов и
примером тому служит –
чихание, кашель.
Каждому
органу чувств свойственна
своя «специфическая
энергия» – скрытая в
органе она разряжается под
действием внешних стимулов.
|
Уитстон
(1802
– 1875)
Брюстер
(1781
– 1868)
|
Создатели
прибора по исследованию
зрительного органа.
Выводом
после изучения глаза был
следующий – глаз нельзя
рассматривать как чисто
оптический инструмент и
как чисто анатомический
орган.
|
Л.
Фейербах
(1804
– 1872)
|
Первоначально
последователь Гегеля,
затем (1839) подверг критике
его философию.
В
центре философии Фейербаха
человек, трактуемый как
биологическое существо,
абстрактный индивид.
Религию истолковывал как
отчуждение человеческого
духа, источник которого
чувство зависимости
человека от стихийных сил
природы и общества.
Основу
нравственности усматривал
в стремлении человека к
счастью, достижимому
посредством «религии любви»
(человеческого единения,
взаимосвязи Я и Ты).
|
Э.
Пфлюгер
(1829
– 1910)
|
Экспериментально
доказал несостоятельность
рефлекторной концепции
Холла.
Доказал,
что объективный подход у
целесообразному поведению
позвоночных требует
сенсорной регуляции.
|
Джеймс
Раш
(1786
– 1869)
|
Произвел
первую революцию в
психологии как переход к
изучению объективной
психологии.
Его
система строилась на двух
фундаментальных принципах:
1.
1.
Отражение
2.
2.
Реальность действия
Важную
роль в структурировании
человеческой психики
отводил речевым знакам.
|
Герман
Гельмгольц
(1821
– 1894)
|
Обнаружил
и измерил теплообразование
в мышцах, изучил процесс
сокращения мышц, измерил
скорость распространения
нервного импульса.
Сторонник
физиологического
идеализма.
|
Томас
Лейкон
(1812
– 1876)
|
Физиология
мозга является базисом для
науки психического.
Мозг
– это рефлекторный аппарат.
Рефлекс
– психофизиологический, а
не психический акт.
|
В.
Карпентер
(1813
– 1885)
|
Вывел
понятие о идеомоторном
акте – движение которое
автоматически вызывается
не раздражением нервных
окончаний самих по себе, а
идеей, образом, психическим.
|
Гегель
(1770
– 1831)
|
Утвердил
принцип историзма в
интерпретации сознания.
Он
считал процесс
общественного развития
объективацией духа.
Самосознание
– родовое, в неличностное
начало, развивающегося
отдельной личности.
Его
открытия:
Сознание
формируется в деятельности
причем моделью, с которой
он писал картину
деятельности, служил труд.
Различал
четыре разновидности
психологии:
1.
1.
Житейская
2.
2.
Национальная
3.
3.
Эмпирическая
4.
4.
Истинно философская
психология
|
Белинский
В.Г.
(1811
– 1848)
Герцен
А.И.
(1812
– 1870)
Добролюбов
Н.А.
(1836
– 1861)
Чернышевкий
Н.Г.
(1828
– 1899)
|
Убежденные
материалисты.
Отстаивали
принцип детерминизма как
незыблемую основу научного
мировоззрения.
Пытались
доказать, что психические
акты неотделимы от явлений.
Психика
– одна их форм
жизнедеятельности.
|
Густав
Фехнер
(1801
– 1887)
|
Создатель
психофизики.
Идеи:
Психические
явления подчинены
определенной
закономерности, которая
доступна опытному изучению
и может быть выражена
математическии.
Он
утверждал, что сознание
разлито по вселенной,
небесные тела воодушевлены,
а материя лишь оборотная
теневая сторона
психического.
|
Э.Г.
Вебер
(1795
– 1878)
|
Открыл
определенную
математически
формулируемую корреляцию
между физическими
стимулами и сенсорными
реакциями.
|
Вильгельм
Вундт
(1832
– 1920)
|
Под
воздействием достижений
физиологии органов чувств
он выдвинул свою
психологическую программу.
Психология,
имеет уникальный предмет –
непосредственный опыт
субъекта постигаемый путем
самонаблюдения!
Обычное
самонаблюдение
бесконтрольно и хаотично.
Контроль
и порядок в исследовании
сознания способны внести
экспериментальные
процедуры физиологии.
Он
считал, что в физиологии
как таковой не содержится
ни каких данных
расширяющих возможность
психологического
объяснения.
В
его школе формировалась
первое поколение
профессиональных
психологов.
Сравнивая
его программы с другими
выходит,
что ее решающее
преимущество было связано
с утверждением
эксперимента в качестве
главного рычага
превращения
психологического знания в
научное.
Психология
– наука опытная и
экспериментальная
Один
из основоположников
экспериментальной
психологии.
Центральную
роль в душевной жизни
отводил воле.
Выдвинул
концепцию «аналитической
интроспекции». содержит
психологическое
истолкование мифа, религии,
искусства и т. д.
|
П.Ф.
Лесгафт
(1837
– 1909)
|
Руководствуясь
принципом сенсомоторного
единства, он разработал
теорию физического
образования, в качестве
главной цели которого
утверждалась «сознательная
физическая форма»
|
Карлос
Гросс
(1861
– 1946)
|
Противопоставил
учению о том что игра по
своей сущности является
будто бы атавизмом,
остаточным явлением.
Согласно которой игра
обращена не к прошлому, а к
бедующему и служит школой
подготовки организма к
жизненным испытаниям.
|
Г.
Мюнстерберг
(1863
– 1916)
|
Предложил
тесты для проф. ориентации
и проф. отбора.
Один
из родоначальников
тестологии - //
сравнительная тестология
|
Г.И.
Россолимо
(1860
– 1928)
|
Идея
количественной оценки
ингредиентов душевной
жизни с целью воссоздания
ее индивидуального профиля
у здоровой и больной
личности.
Выделили
11 психических процессов
который разделил на пять
групп:
·
·
Внимание
·
·
Воля
·
·
Восприимчивость
·
·
Запоминание
·
·
Ассоциативные процессы
|
Сеченов
Иван
Михайлович
(1829-1905)
|
Российский
ученый и мыслитель-материалист,
создатель физиологической
школы.
Обосновал
рефлекторную природу
сознательной и
бессознательной
деятельности, показал, что
в основе психических
явлений лежат
физиологические процессы,
которые могут быть изучены
объективными методами.
Открыл
явления центрального
торможения, суммации в
нервной системе, установил
наличие ритмических
биоэлектрических
процессов в центральной
нервной системе, обосновал
значение процессов обмена
веществ в осуществлении
возбуждения.
Исследовал
дыхательную функцию крови.
Создатель
объективной теории
поведения, заложил основы
физиологии труда,
возрастной, сравнительной
и эволюционной физиологии.
Труды Сеченова оказали
большое влияние на
развитие естествознания и
теории познания.
Предложил
новый план в психологии –
объективная наука.
Открыл
тормозные центры
Истинный
смысл его проекта –
построить новую психологию
на принципе детерминизма и
объективном методе.
«РУССКИЙ
ПИОНЕР РЕФЛЕКСОЛОГИИ»
|
Франц
Брентано
(1838
– 1917)
|
Противник
Вундта.
Его
кумир – Аристотель.
Разработал
план новой психологии об «ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ
АКТАХ СОЗНАНИЯ».
Область
психологии – это не сами по
себе ощущения, или
преставления, а те акты
которые производит субъект
когда он превращает нечто в
объект осознания. Вне акта
объект не существует.
Он
стоял у истоков
направления – функции –
анализа.
Психология
– наука опытная и
наблюдательная.
|
Блонский
Павел
Петрович
(1884-1941),
|
Резко
критикует взгляды на
человека как на неизменное
существо.
Поведение
человека есть изменчивое
явление. Оно выступает как
производное общественных
отношений.
…
поведение понятно лишь как
история поведения.
Разделял
идеи педологии.
Развил
теорию трудовой народной
школы, предложил
генетическую теорию памяти.
|
Корнилов
Константин Николаевич
(1879-1957)
|
Психологические
процессы – это свойство
высокоорганизованной
материи и что такое
понимание определяет
решение вопроса о предмете
психологии.
Он
считал что система
современной психологии
науки не должна замыкаться
в узкие рамки только
индивидуальной психологии,
а должна включать в себя
социальную психологию,
основывающуюся на теории
исторического
материализма.
Возглавил
методологическую
перестройку психологии на
основе диалектического
материализма.
Развивал
идеи реактологии.
|
В.М.
Бехтерев
(1857
– 1927)
|
Основатель
рефлексологии.
Поддерживал
Сеченова.
Нет ни одного
сознательного или
бессознательного процесса
мысли, который не выражался
бы рано или поздно
в объективных
проявлениях.
Изучал
быстроту и форму
протекания реакций.
Исследования
лечебного применения
гипноза, в т. ч. при
алкоголизме.
Труды
по половому воспитанию,
поведению ребенка раннего
возраста, социальной
психологии.
Исследовал
личность на основе
комплексного изучения
мозга физиологическими,
анатомическими и
психологическими методами.
Основатель
рефлексологии.
|
Челпанов
Георгий
Иванович
(1862-1936)
|
Основатель
и директор первой
в России Московского
Психологического
Института.
Он
стремился оторвать
экспериментальную
психологию от материализма
и подвести под нее
материалистическую базу.
Сторонник
психофизического
параллелизма.
Труды
по экспериментальной
психологии.
|
|