Первым
из тех, над кем будет
произнесен приговор в День
Воскресения, будет тот, кто
умер мученической смертью. Он
предстанет пред Аллахом, и Он
даст знать ему о Своих дарах, и
он признает их.
Всевышний скажет: "И как ты
распорядился ими?"
И тот ответит: "Я сражался
за Тебя, пока не умер
мученической смертью".
Но скажет Всевышний: "Ты
лжешь. Ты действительно
сражался, но лишь для того,
чтобы о тебе могли сказать: он
храбр и отважен. Так о тебе и
говорили".
И потом по предписанию от
Господа протащать его лицом
вниз к Огненному Аду и сбросят
туда.
Так
Абу Хурейра передал нам слова
Мухаммеда.
Джихад, или священная война, о
которой говорил Пророк
Мухаммад, имеет смысл,
совершенно отличный от того,
как он часто понимается. Слово
«джихад» происходит от
корневого слова в арабском
языке, означающего «стремиться,
прилагать усилие».
Джихад может потребовать
борьбу на пути Аллаха как
форму самопожертвования. Но
его сущность включает в себя:
1. Истинную и искреннюю веру,
которая также фиксирует
внимание на Боге так, что все
эгоистичные или мирские
мотивы кажутся мелкими,
незначительными и исчезают;
2. Искреннюю и убежденную
деятельность, предполагающую
пожертвование (если
необходимо) жизнью, личностью
или собственностью в служении
Богу. Грубая борьба
противоположна духу Джихада,
тогда как искренние строки,
написанные пером ученого, или
голос проповедника, или
содействие состоятельного
человека могут быть самыми
ценными формами Джихада.
То, что называют Джихадом в
наше время, представляет собой
лишь агрессию, порожденную
стремлением к власти,
ненавистью ко всему миру и
стремлением уничтожить Ислам,
дискредитировав его как
учение и сведя с ума его
последователей. Слепые
исполнители злой воли считают
великим делом убийство мирных
жителей, но это вовсе не джихад
в том смысле, как его понимал
Мухаммад.
Они делают вид, что стремятся
весь мир обратить в Ислам, но
Коран
2.256. Hет принуждения в религии.
Несомненно,
одной из форм Джихада является
война, но лишь в тех случаях,
когда избежать её не удаётся.
Пророк Мухаммад, говоря о
Джихаде, сказал, что «величайший
Джихад, в котором сражается
человек - Джихад с самим собой».
Это означает, что истинный
верующий должен
интроспектировать (т.е.
посмотреть внутрь себя и
увидеть собственные
недостатки) и стремиться
исправить все свои ошибки. Все
мы ошибаемся, никто не
является совершенным, кроме
Бога. Нам нет необходимости
видеть ошибки других людей,
скорее мы должны настойчиво
стараться вести священную
войну (Джихад) внутри самих
себя, чтобы стать более
совершенными инструментами
Бога.
В хадисах сказано, что Пророк
Мухаммед сказал, вернувшись с
одного сражения: "...мы
вернулись с малого джихада,
чтобы приступить к джихаду великому".
Отмечается тот факт, что после
этого Он не учавствовал ни в
одном сражении.
Аят 139
1.
Бейтесь
с ними, пока не сгинет нечестие
и не утвердится Вера в Аллаха.
Если же отрекутся они [от
идолослужения], то пусть
развеется вражда за
исключением [вражды] к тем, кто
в нечестии упорствует.
Комментарий
В этом аяте изложена цель, стоящая
перед мусульманами в
Священной войне (джихаде). В
нем говорится о том, что не
следует вести Священную войну
ради достижения тех целей,
которые преследуются в
обычных войнах: захват и
покорение чужих земель,
военная добыча, приобретение
новых рынков сбыта и
источников продовольствия,
установление господства
одного народа над другим или
одного общественного класса
над остальными.
Цель Священной войны одна и только
одна: заслужить расположение Аллаха
путем установления социальной
справедливости, поддержки тех,
кто пострадал от обмана и
нечестия, уничтожения
безбожия и идолопоклонства и,
наконец, самое важное –
воплощения в жизнь повелений Аллаха.
Из сказанного со всей очевидностью
вытекает, что сражаться
следует во имя искоренения
несправедливости и нечестия и
установления единобожия во
всем мире.
Бейтесь с ними,
пока не сгинет нечестие и не
утвердится Вера в Аллаха
В заключительной части аята
сказано, что если они
откажутся от неверия, пороков
и идолопоклонства, мусульмане
не должны мстить им за прошлое,
а противодействие и отпор
нужны лишь по отношению к
угнетателям и применяются
только в случае необходимости.
Священные войны (джихад) можно условно
разделить на три категории:
1. Первые Священные войны за
свободу
Некоторые повеления и установления,
ниспосланные Аллахом,
направлены на создание
условий, обеспечивающих
счастье, свободное развитие,
процветание и мирную жизнь
человека. Аллах посылал
Своих Пророков (ДБМ),
чтобы передать эти повеления
людям. Если же некий человек
или группа людей сочтут, что
Божественное послание
противоречит их узким
корыстным интересам, и станут
чинить препятствия Пророкам,
то последние будут вправе
устранить эти препятствия,
используя вначале мирные
средства, а затем, если это не
поможет, прибегнуть к силе,
чтобы иметь возможность
свободно распространять свое
учение.
Другими словами, люди всех сословий
имеют право услышать
глашатаев истины и
беспрепятственно последовать
их призыву. Если же кто-то
задумает лишить людей
законного права воспринять
сердцем призыв вестников
истины и освободиться от оков
духовного и социального
рабства, то сторонники Пророка
имеют право использовать
любые средства для завоевания
свободы. Именно в этом
заключалась причина первых
Священных войн (джихада) как в
Исламе, так и в других
Божественных религиях.
Кроме того, если бы кто-то вознамерился
силой вернуть мусульман к их
прежним верованиям, то они
были бы вправе любыми
средствами противостоять
этому давлению.
2. Оборонительная Священная
война
Бывает иногда так, что человек или
группа людей подвергаются
неожиданному нападению врага.
В этом случае все земные и
небесные законы позволяют
жертве агрессии выступить
против врага, используя при
этом весь свой потенциал, все
имеющиеся возможности, чтобы
защитить свое право на
существование. Такая война
называется оборонительной
Священной войной. В
качестве примера можно
назвать сражения против Аль-ахзаб,
у горы Ухуд, при Хунайне и Муте,
поход на Табук и другие битвы
периода становления Ислама,
носившие характер
оборонительной Священной
войны.
3. Война
против безбожников и
идолопоклонников
Ислам, призывая людей всего мира под
знамена последнего и самого
совершенного из всех небесных
учений, вместе с тем уважает
свободу вероисповедания.
Поэтому народам, обладающим
своим Священным писанием, дано
время на то, чтобы изучить
Ислам, подумать над его
постулатами и добровольно
уверовать. Если же они,
несмотря ни на что, откажутся
принять новую веру, то к ним
будут относиться как к 'союзному
меньшинству', которое будет
продолжать мирно жить, лишь
соблюдая при этом
определенные, весьма простые и
необременительные условия.
Однако безбожие и идолопоклонничество
не являются религией или
вероучением и не заслуживают
ни малейшего уважения. Это –
вид суеверия, отклонение от
нормы и проявление недостатка
ума. Фактически, это своего
рода душевный и моральный
недуг, который следует
искоренять всеми возможными
способами.
Уважение к чужому мнению уместно тогда,
когда речь идет о взглядах,
имеющих здравую и разумную
основу. Но нельзя уважать
всевозможные болезненные
заблуждения, отступления от
здравого смысла и суеверия.
Поэтому Ислам повелевает во
что бы то ни стало искоренять
идолопоклонничество из жизни
человеческого общества, даже
если для этого потребуется
применение силы. Языческие
храмы и кумирни подлежат
уничтожению, и если не удается
добиться этого миром, то тогда
следует прибегнуть к силе.
Почему концепция Священной
войны была провозглашена в
Медине?
Мы знаем, что Священная война была
вменена в обязанность
мусульманской общины на
втором году хиджры, а до этого
не являлась обязательным
предписанием.
Причина этого состоит, с одной стороны,
в том, что число мусульман в
Мекке было настолько мало, что
восстание было бы для них
равнозначно самоубийству.
С другой стороны, противник в Мекке был
очень силен, и город этот
являлся центром антиисламских
сил. Противники Ислама
занимали там настолько
прочные позиции, что воевать с
ними в условиях города было
просто невозможно.
Но когда
Пророк (ДБАР) вошел в
Медину, многие поверили в него,
и число уверовавших настолько
возросло, что это позволило
ему распространить свое
учение не только в самой
Медине, но и за ее пределами.
Пророку (ДБАР) удалось
за это время создать в своей
общине простейшее
правительство и накопить силы
для предстоящей схватки с
врагом. А поскольку Медина
находилась сравнительно
далеко от Мекки, то у него была
возможность сделать это
спокойно и без спешки. Так что
отряды мусульманских
повстанцев сумели
подготовиться и к наступлению,
и к обороне.
|