ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА

 
Отчет

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Дмитрий Зеленцов, 9 августа 1984 года рождения, .

Среднестатистическая характеристика таких детей следующая: неустойчивы и обо все имеют свое мнение. Их нелегко понять, у них частая смена настроения, но они искренни и сознательны. Они нуждаются в поддержке и одобрении взрослых. Многие дети артистичны и музыкальны, любят читать, хотя часто невнимательны. Многие предпочитают общество взрослых, а не детей из-за ранней зрелости и понимания жизни. С ними необходим особый такт, мягкость и одобрение, чтобы они поверили в себя.

Мальчик растет в неполноценной семье, родители разведены. В основном, воспитывается бабушкой и дедушкой. Атмосфера в семье, по-видимому, дружелюбная, так как мальчик не испытывает ярко выраженного душевного дискомфорта, наоборот охотно делится впечатлениями о проведенных днях с матерью или отцом. Общее эмоциональное состояние - психически устойчив (нет признаков выраженной агрессии против окружающих, отсутствие признаков интравертности – ребенок с удовольствием идет на контакт, так как подобные причины являются основой поведения детей, растущих в неполноценных семьях). Физически хорошо развит. Никаких ярко выраженных отклонений за время, проведенное мною в группе, не наблюдалось.

С трех лет был отдан в логопедическую группу из-за наличия дефектов речи. Благодаря профессионализму детсадовского логопеда и собственному желанию (ярко выраженная мотивация – говорить как все и даже лучше) за три с половиной года удалось добиться определенных результатов. У ребенка хорошо поставленная речь, неплохая артикуляция. Главное, что мальчик уверенно говорит как со своими сверстниками, так и со  взрослыми.

С удовольствием участвует в общих детских играх, хотя по моим наблюдениям предпочитает играть обособленно, особенно тогда, когда считает, что игра для него слишком проста (примитивна); тогда он занимает позицию наблюдателя за играющими с видом легкого снисхождения.

 

2. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Следует заметить, что на основе моих первоначальных наблюдений у ребенка развитие интеллекта выше среднего уровня. Ему нравится играть в шахматы, он с легкостью усваивает практически любой преложенный ему материал, у него хорошо развита память для ребенка его возраста; прекрасно развит фонематический слух (что касается изучения иностранного языка), так как отдельные слова и фразы схватывает на лету, может повторить их не только через несколько минут, но также через день-два (эффект долговременной памяти). Также у ребенка отмечается уже устоявшееся (так называемое врожденное) произношение, т.е., когда с ребенком не нужно работать над фонемами, он прекрасно улавливает речь преподавателя и затем с точностью до последнего звука воспроизводит услышанное.

 

3. ГИПОТЕЗА

 

Свою гипотезу я сформулирую следующим образом: “интеллектуальное развитие ребенка выше среднего уровня”.

Это сказывается на занятиях с педагогами и воспитателями по другим предметам. Что касается иностранной лингвистики (с моей точки зрения как филолога и будущего педагога иностранных языков), то здесь яркое выраженное наличие нескольких мотивированных предпосылок для изучения иностранного языка (мама изучает немецкий язык, и ребенок с большим удовольствием принимает участие в этом процессе). Одна из мотивировок звучит следующим образом: на следующий год мама берет мальчика с  собой в Германию, и ребенок хочет знать и правильно произносить основные фразы. С этой же точки зрения он подходит к изучению английского языка: хочет знать не только то, что знают его сверстники, а больше, т.е. при изучении иностранных языков у мальчика присутствует элемент “необходимости”, а не обычной заинтересованности.

            С другой стороны, такой подход к изучению (то, что ему все дается без особых усилий) порождает явное отсутствие внимания на уроках, нежелание повторять то, что ему уже известно. Как правило, существует такая гипотеза, что дети с ярко выраженными способностями являются наименее усидчивыми учениками из-за их убежденности в своей одаренности.

            Таким образом, на практике мне предстоит выяснить, подтвердиться ли моя гипотеза, и если нет, то где мной была допущена ошибка при формировании своего мнения о ребенке.

(Запись сделана 11.09.2002 г. в 20.43)

 

4. ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДИКИ

 

1.      Исследование развития памяти. Использовался тест “Пиктограмма”.

2.      Исследование развития мышления. Использовался тест “Исключение четвертого”.

3.      Исследование креативности. Использовался тест “Дорисовывание - 1”.

 

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ТЕСТ “ПИКТОГРАММА” использовался для  исследования ассоциативного зрительно-словесного запоминания.

Стимульный материал. Лист белой бумаги (стандартный лист А4), простой карандаш и набор слов и словосочетаний для запоминания. Был использован следующий набор из 10 слов:

1.      веселый праздник                      6. страх

2.      вкусная еда                                 7. радость

3.      день рождения               8. красивый цветок

4.      грустная мелодия                       9. болезнь

5.      веселая компания                      10. осень

По инструкции ребенок должен был хорошо запомнить слова и повторить их в конце занятия. Чтобы проще их было запомнить, нужно изобразить на листе бумаги рисунок, характеризующий слово или словосочетание и правильно передающий их смысл.

 

ТЕСТ “ИСКЛЮЧЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО” применялся при диагностике словесно-логического мышления ребенка.

Стимульный материал. 10 карточек с четырьмя словами (или четырьмя изображениями), одно из которых лишнее:

1.      яблоко, груша, картофель, персик;

2. цыпленок, собака, курица, голубь;

3. поросенок, волк, лошадь, корова;

4.      ложка, вилка, тарелка, нож;

5.      Вася, Маша, Сидоров, Наташа;      

6.      капуста, картофель, клубника, огурец;

7.      молоко, чай, сметана, кефир;

8.      торт, компот, пирог, кекс;

9. дерево, куст, земля, трава;

10. стул, кресло, ковер, табуретка.

По инструкции ребенок должен был прочитать слова (или посмотреть на картинки). Одно из них было лишним, не связанным с остальными словами. Мальчику нужно было подумать, что это за слово, и назвать его.

           

ТЕСТ “ДОРИСОВЫВАНИЕ – 1” использовался для исследования образной и вербальной креативности.

Стимульный материал. Лист белой бумаги (стандартный лист формата А4), карандаши.

 

  ¡       ¡         ¡

       ¡         ¡

 

По инструкции ребенок должен был изобразить 5-7 сантиметровые круги в любом месте на листе бумаги, где ему больше нравилось, а потом дорисовать каждый из них так, чтобы получилась какая-то картинка, в центре которой  был бы этот самый круг.

 

6. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

По первому тесту:

Анализ результата: Рисунки хаотично разбросаны по листу, нет четкой последовательности в изображении (нарушен числительный порядок). При произношении слов или словосочетании наблюдалось затруднение ребенка изобразить ассоциацию (отсутствие понимания того или иного слова, его значения особенно в отношении абстрактных слов, таких как: страх, радость, болезнь). Начертание рисунков в большинстве случаев  однообразно, однако изображения полностью отражают суть заданных слов. Реагируя на просьбу повторить в точности заданные слова, ребенок смог справиться только с 30% задания (при этом отсутствовало изображение одного из заданных словосочетаний; 50% слов смог вспомнить только благодаря логической цепочке, выстроенной педагогом; 20 % рисунков выполнены неосознанно; в 50% нарисованного присутствует сквозная тема – в изображении предметов главенствует круг).

Общий результат – средний (ребенок затруднялся в подборе ассоциаций, вспомнил не все слова);

            Объем опосредованной памяти не превышает среднего уровня.

Средний уровень образного мышления (70% рисунков адекватны заданным словам) плюс посредственная механическая память свидетельствуют о недостаточной степени развития ребенка. Наличествует непосредственная память.

Общая психологическая характеристика: преобладание в рисунках изображения круга свидетельствует о ребенке, как о коммуникабельном, доброжелательном, спокойном, но также неорганизованном, беспечном, склонном к лени.

(Запись сделана 14.09.2002 г. в 20.19)

 

По второму тесту:

Анализ результата: Из представленных одиннадцати карточек 10 были вербального характера и 1 – образного. Общий результат по десяти карточкам – ребенок смог правильно выбрать лишнее слово только из 7 карточек, получив при этом 7 баллов, что свидетельствует о среднем результате. При ответе на последнюю образную карточку ребенок сразу дал правильный ответ, заработав таким образом спасительный восьмой балл. Однако следует заметить, что у ребенка присутствует недостаточная интериоризованность мыслительных операций. Его неправильность ответов на 1-ю (яблоко), 2-ю (цыпленок), 4-ю (нож) четверку слов нельзя отнести к импульсивности или невнимательности (на каждую четверку отводилось по 1-2 минуты, дети имели возможность обдумать свои ответы, аргументировать выбранный ими лишний предмет). Однако неправильным было бы указать на то, что у Юры низкий уровень знаний, т.к. он хорошо справился с более сложными заданиями (к примеру, 9-я четверка слов).

 

По третьему тесту:

            Анализ результатов: При оценивании Юриных рисунков внимание уделялось не только способности к вербальной или образной креативности в целом, но и беглости при определении названия рисунка, гибкости при использовании нескольких категорий изображаемого, оригинальности нарисованного и т.д.

            Общее количество баллов за этот тест: беглость – 1 балл (смог дать название только 70% нарисованного из 100%; недостаточный уровень мыслительных операций: приходилось помогать с нахождением ассоциаций для рисунка, каждому рисунку мог дать только одно определение); гибкость – 2 балла (использование в своих рисунках разнообразных предметов, но больше однотипного (упрощенного) характера); оригинальность – в целом 3 балла (соответственно по одному за каждую категорию рисунков); при дорисовавании использовалось в одних случаях минимальное количество линий (1 балл), другие рисунки состояли из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (2 балла).

            Общий результат: 9 баллов, что свидетельствует о средней творческой способности. В дополнение отмечу, что у ребенка наличествует вербальная креативность.

           

            ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ: по итогам проведенного исследования были выявлены следующие составляющие умственного развития ребенка:

1. Интеллект ребенка 6,5-летнего возраста не превышает допустимых норм развития, характерных для детей с какими-либо выраженными умственными или психическими отклонениями. То, что ребенок был отдан в логопедическую группу по причине некоторых отклонений в речи (на занятиях проводятся упражнения для развития речевого аппарата, артикуляции, моторики), говорит о некоторой “заторможенности” в развитии мальчика, что отмечалось педагогами и воспитателями. Однако их общая оценка его умственных способностей совпадает с моей: у ребенка хороший интеллектуальный потенциал.

2. Ошибочное представление о том, что у мальчика интеллектуальное развитие выше среднего уровня основывалось на его способности к быстрому усваиванию некоторых англоязычных слов и фраз, а также на его долговременной памяти, основанной на хорошем фонематическом слухе.

3. У ребенка ярко выраженные способности к иностранным языкам, поэтому его интеллектуальное развитие может быть основано на дальнейших разработках и улучшении этого, с моей точки зрения, немаловажного качества.

 

(Запись сделана 19.09.02 в 22.00)

 

7. РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ

 

Мои рекомендации воспитателям и родителям сведутся к следующему:

1. Необходимо и далее развивать речевые способности ребенка, что в целом отразиться на его умственном развитии. Продолжать занятия с логопедом до наступления значительного улучшения; по мере необходимости проводить подобные упражнения и в более старшем возрасте (когда ребенок пойдет в школу).

2. На различных занятиях проводить с ребенком коррекцию познавательного развития на основе различных сказок, детских стихов, всевозможных рисунков, загородных прогулок или прогулок в детских парках. Необходимо как можно больше беседовать с ребенком обо все увиденном, развивая таким образом его кругозор.

3. Развивать у ребенка способность к креативности посредством рисунков. Избегать по возможности книжек-раскрасок. Ребенку необходимо самому изображать увиденное или услышанное, а для этого необходимо соблюдать рекомендации, данные в п.2.

            4. Так как у ребенка выраженные гуманитарные наклонности, (а именно лингвистика), необходимо непосредственное участие мамы в процессе изучения иностранного языка независимо от того, школьная ли это программа или занятия на языковых курсах или с репетиром.

            5. Время от времени необходимо посещать детского психолога.

 

(Запись сделана 21.09.1995 г. в 14.25)

 

Найти: на

А здесь могла быть Ваша реклама

По вопросам обращаться mak-leroy@narod.ru

Ресурсы проекта Мак-Лерой

·  - Главная страница  проекта Мак-Лерой

·  - Главная страница Библиотеки

·  - Главная страница Фотоальбомов

·  - Гостевая книга

·  - Форум

·  - Чат

·  - Состав клуба "Принцы Вселенной"

·  - Лучшие ролевухи "Принцев Вселенной"

·  - Прочие ресурсы проекта Мак-Лерой

·  - Ссылки (сайты по теме "Горца")

·  - Письмо модератору

Copyright (c) 2005   Sir Leroy McRaven & Sonya

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz