ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ ФРЕЙДИЗМА

 

Ведение

Основные моменты в становлении научной идеи -  это проблема, гипотеза и закон. При этом эти элементы теории  взаимосвязанны между собой, едины  и генетически взаимообусловлены. Так, проблема может возникать и действительно возникает только в контексте научного знания; будучи сформулированной, проблема приводит к построению гипотезы; наконец, закон трактуется как особого рода гипотеза, удовлетворяющая некоторым дополнительным формальным, методологическим и гносеологическим требованиям.

Все, вышесказанное  можно отнести к доводам  при выборе темы реферата Ц философия и культурология Зигмунда Фрейда, как форма развития психологического, культурного и философского знания. Эта тема очень близка мне, как человеку занимающемуся изучением, социальных функций человека в обществе.

В реферате рассматривается понятие философии и культурологии фрейдизма, а так же роль З. Фрейда в оценке и понимании развития человеческого общества, роли религии, культуры в обществе. А так же пути понижения лнеудовлетворенности культурой╗.

Исходя из всего выше сказанного, целью данной работы служит анализ влияния теоретических идей в области изучения человека Зигмунда Фрейда на мировоззрение и культуру нашей эпохи.

1. Пророк или шарлатан

Новые масштабные идеи при своем появлении создают мощное поле нанпряжения. Вокруг них десятилетиями не прекращаются между восторженными и возмущенными посягновением на привычные представления консервативными учеными и обывателями.

После смерти австрийского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856 -1939) остались значительное теоретическое наследие и противоречивые оценки созданного им оригинального учения и на мой взгляд очень правдивого учения.

На кануне восьмидесятилетия 3. Фрейда А. Энштейн писал: лЯ глубоко удовлетворен, что это поколение имеет счастливую возможность выразить вам , одному из своих величайших учителей, свое уважение и благодарность... До санмого последнего времени я мог только чувствовать умозрительную мощь Вашего хода мыслей и его огромное влияние на мировоззрение нашей эпохи, не обладая определенным мнением о количестве содержащейся в нем истины. Однако мне совсем недавно мне довелось услышать о нескольких случаях... исключающих, по моему мнению, какую-либо иную интерпретацию, кроме прелагаемой теорией подавления. Я был в восхищении, натолкнувшись на них, так как всегда радостно, когда значительная и прекрасная концепция согласуется с реальностью╗. Авторинтет Фрейда поддерживало международное психоаналитическое движение, раснпространившее учение своего лпророка╗ на большинство областей гуманитарного знания и внедрившее психоаналитические понятия и идеи в мировоззрение широнких слоев западной интеллигенции, служащих, молодежи. На другом полюсе Ч резкое неприятие со стороны ряда коллег и социальных групп.

Полярные оценки, смена восторгов отвержением характерны для судьбы фрейдовских идей.

2. Психоанализ культуры

Некоторые биографы отмечают, что медицина сама по себе не особенно привлекала юного Зигмунда, его больше интересовали гуманитарные науки. Нанчав с исследования истерии, он обращается затем к разработке темы бессознантельного в психической жизни человека и к созданию психоаналитической метондики. Объективно продолжая идеи иенских романтиков, А. Шопенгауэра и Ф. Нитцще, 3. Фрейд в решении культурологических вопросов отправляется от пронблемы личности, которая на рубеже XIX и XX вв. привлекает широчайшее внинмание ученых самых различных специальностей. Одной из сторон этого кризис является дегуманизация и опустошение личности , ее отчуждение от экономиченских , политических и культурных институтов. Указанные проблемы обостряются в ходе первой мировой войны, нарастания и поражения революционных движенний в Западной Европе и особенно в результате утверждения в ряде европейских стран тоталистических и прежде всего фашистских политических режимов. 'Этот кризис человека, кризис культуры и исследует австрийский мыслитель, гуманинстические и демократические которого несомненны. Результаты изысканий 3. Фрейда в значительной степени зависит от его клинического опыта и психологинческих идей, воспроизводят как их ограниченность, так и оригинальность. Приннципиальные причины психологических заболеваний Фрейд видит в усиливаюнщемся противоречии внутренних устремлений человека с внешними социальнынми требованиями. Фрейд прежде всего психолог, и его подход к культуре отличен от взгляда экономиста, социолога или политика. Он исследует роль культуры в душевной жизни человека, переживания человеком требований культуры. В итоге можно сказать: Фрейд осуществляет психоанализ культуры.

Весьма непривычно звучит психоаналитический диагноз культуры; лКажндый отдельный человек является фактическим врагом культуры, которая, казалось бы, должна представлять общечеловеческий интерес. Безусловно, существует конфликт человека с культурой в силу недостатков институтов, регулирующих личные, семейные, и социальные отношения людей. Человек враг всякой культунры, а не только ее конкретных исторических форм. Культура всегда должна занщищать свои установления от отдельного человека. Правда, может быть, когда удастся превратить большинство, враждебное культуре, в меньшинство. Но кульнтура будет всегда принуждать людей к реализации своих целей, ограничивать ненкоторые неискоренимые влечения человека.

По мнению Фрейда, в душевной жизни ничто, однажды появившись, не может исчезнуть, все где то сохраняется и при определенных условиях может опять всплыть на поверхность. Человеческая психика не остается неизменной, она развивается. Причем ее новые элементы получаются путем видоизменения части старых при сохранении всех первоначальных форм. Взгляд Фрейда на эту эволюнцию образует три принципа; 1. Первичные влечения Ч основа, из видоизменения которой появляются более высокие формы психики. 2. Более архаичные слои психики неявно определяют в конечном счете высшие формы психической жизни. Фрейд постоянно подчеркивает значение эмоционального детского опыта в псинхических конфликтах, в деятельности воображения взрослого. 3. По мере развинтия психики усиливается конфликт между лестественным╗ и лкультурным╗. лЕснтественная╗ часть психики подчиняется принципу удовольствия, т.е. реализует себя на основе учета внешних обстоятельств. лКультурная╗ сфера направляется принципом реальности, т.е. реализует себя на основе учета внешних условий.

Подход Фрейда к лестественному╗ и лкультурному╗ в человеке, по моему мнению драматизирует внутренний мир человека, разделяя его на жестко огранинченные и противопоставленные друг другу области. Фрейд сделал вывод о приннципиальной двуплановости человеческой психики, которая состоит из неопознаннного подполья .кипящего котла первичных влечений, и сознания, стремящегося примирить давление страстей с требованиями культуры. Австрийский ученый обнратил внимание на конфликтность, напряженность внутренней жизни человека, на роль эмоций и аффектов в мотивации поведения. Он писал: лЕдинственно ценлым в психической жизни являются чувствования, все психические силы получанют свое значение только благодаря своей способности будить чувства╗. В целом 3. Фрейд создает более динамичную, сложную и противоречивую картину личнонсти, чем традиционная психология. В его модели выделяются две системы: Оно и Я, к которым позднее присоединяется третья. Сверх - Я. Оно - резервуар бессознательных или вытесненных из сознания влечений, наиболее архаичная часть психики, чрезвычайно активная, стремящаяся к немедленному удовлетвореннию.

Сознательное Я - это посредник между Оно и внешним миром, сформиронвавшийся в ходе социализации индивида. Я обслуживает влечения Оно, пытается привести иррациональные импульсы последнего в соответствие с требованиями реальности и доводами разума, ограничить их с помощью ряда защитных механнизмов. Важнейший из них Ч вытеснение нежелательных с точки зрения культуры влечений за пределы сознания. С помощью рационализации лоправдания╗ сознанние объясняет действия, вызванные недопустимыми с точки зрения общества женланиями, социально приемлемыми мотивами. С помощью сублимации энергия запретных побуждений, реализуется способом допустимым для индивида и общенства. Существуют и другие механизмы защиты, позволяющие контролировать нанпор влечений.

Сверх - Я - результат интроецирования (вкладывания) требований и преднписаний общественной жизни. Этот процесс превращения внешних требований и предписаний в элементы внутреннего мира осуществляется под направляющим влиянием эмоциональных отношений с родителями, воспитателями и т.д. Сверх - Я, как правило, действует бессознательно, но у него есть представители в сознании - совесть, представление об идеальных личностях, которых почитает данный индивид. Если Я примет решение или совершит действие, подчиняясь только бессознательному и не считаясь с общественными запретами, под воздейнствиями Сверх Ч Я в нем возникнут чувство вины, укоры совести, страха.

У Фрейда сознание предстает в качестве сложной разно уровневой системы, обеспечивающей сохранение и целостность личности. Хотя Я слишком слабо, чтобы на прямую вступить в конфликт с Оно, а доводы разума не способны поконлебать напор влечений, все же сила бессознательного не абсолютна. Сознание может использовать для контроля для бессознательным мощь Сверх - Я, протинвостоящего антиобщественным влечениям, и законы самого бессознательного, опираясь на всемогущий принцип удовольствия и доказывая, что реализация беснсознательных влечений способна доставить неудовольствие.

Антагонизм лестественного╗ и лкультурного╗ в индивиде логически перерастает в антагонизм индивидуальных стремлений и целей развития культуры. Фрейдовское определение культуры вполне традиционно. лКультура╗ обозначает всю сумму знаний и умений, позволяющих людям овладеть силами природы и удовлетворить собственные потребности, а также все институты, регулирующие человеческие взаимоотношения. Или, короче, все то что отличает человеческую жизнь от животной. Основная функция культуры Ч обеспечение совместной жизннедеятельности людей путем ограничения их антисоциальных влечений и предоснтавление л запасных выходов╗ для подавленных (вытесненных) желаний (отсюда его термин лрепрессивная культура╗).

3. Фрейд в различных местах по разному описывает конфликт культуры с человеком. В лБудущем одной иллюзии╗ он говорит о противоречии эгоистиченского стремления к счастью отдельного человека и стремления культуры к созданнию объединения людей. В лПоложении о двух принципах психической деятельнности╗ утверждается что полной свободой человек обладает только в раннем детнстве., когда в его психике властвует принцип удовольствия, а среда адекватна этому принципу. Социализация человека состоит в отказе от попыток непосредстнвенного удовлетворения стремлений. Человек все больше ограничивает свое естенство, реализуя влечения обходными путями, облекая их в культурные формы.

Суть конфликта, как он представлен в лНеудовлетворенности культурой╗, в том, что одним из главных устремлений культуры является объединение людей в большие общества, невозможное без ограничения сексуального влечения, ибо любовь замыкает индивидов в узких рамках пары или семьи. К тому же культура отбирает от сексуальности значительное количество психической энергии для собственных надиндивидуальных целей. Современная культура, утверждает Фрейд, лне допускает сексуальность в качестве самостоятельного источника наслаждения и склонна терпеть ее только в качестве до сих пор не заменимого спонсоба размножения.

Ограничения по Фрейду, неизбежны потому, что существует еще одно оснновное влечение человека - склонность к агрессии. Такое открытие делается без особого труда, лсуществование этой склонности к агрессии.. мы можем чувствонвать у самих себя и с полным правом предполагать у других╗. Изначальная агреснсивность у людей угрожает обществу распаду и поэтому серьезнейшим образом подавляется культурными запретами.

Существует мнение что Фрейд приводит к неверному пониманию сущности культуры. Он помещает труд по ту сторону естества человека, он считает, что ллюди по природе своей не любят работы╗ и культура должна в интересах сообнщества принуждать человека к труду. Хотя еще Гегель полагал, что листинное бытие человека... есть его действие╗. Фрейд справедливо разделяет индивидуальнное стремление лжить по желанию╗ и социальное требование л жить по необхондимости╗.

Из своеобразного психоаналитического взгляда на культуру возникает орингинальный подход к проблеме человеческого счастья, 3. Фрейд начинает изложенние своих взглядов с обычного вопроса: чего люди ждут от жизни и чего стремятнся в ней достичь? Обычен и ответ: люди хотят быть счастливыми. Он справедлинво отмечает, что власть над природой, быстро растущая благодаря техническому прогрессу, не является единственным условием счастья. Этот прогресс может быть внешним по отношению к индивиду и его душевному самочувствию. Развинтие техники делает существование человека более комфортным, и это, по мнению Фрейда, не безразлично для общего баланса счастья. Но и в современной, технинчески высоко оснащенной культуре человек чувствует себя неудовлетворенным. Более того, большую часть вины за наши несчастья несет наша культура, мы были бы гораздо счастливее, если бы от нее отказались и вернулись к первобытным отношениям. Мы несчастны, потому что культура подавляет наши влечения, а обеспечение счастья каждого человека в лучшем случае ее побочная цель. Конечнно, полагает он, первобытный человек не знал ни каких преград для своих влечений, но гарантия длительности его счастья была ничтожной. С ростом культуры растет ограничение влечений и тем самым несчастье. Но это компенсируется ростом безопасности и расширением круга запасных выходов для реализации огнраниченных влечений.

Своеобразно и представление о самом счастье. Он выделяет в стремлении людей к счастью две стороны; отсутствие неудовольствия и переживание сильных чувств наслаждения. Второе возможно только эпизодически, несчастье же испынтать гораздо легче. Поэтому человек считает себя счастливым, когда ему удается испытать несчастье. Итог: счастье - отсутствие несчастья. Счастье еще и сторона созидательной деятельности человека, переживание полноты самореализации, совпадение напряженности внутренних сил с внешними благоприятствующими их расцвету и раскрытию обстоятельствами.

Из противопоставления человека и культуры вырастает еще один вывод, с развитием культуры у индивида растет чувство вины и страха. Чтобы контролинровать агрессивные склонности людей, культура ставит их под наблюдение иннстанции, находящейся внутри самих индивидов. Говоря иначе, способность челонвека к самоконтролю, самоограничению - результат перемещения агрессии с внешних объектов на стремления Я. З.Фрейд описывает это ограничение агреснсивности с помощью нее самой следующим образом; лАгрессия интроецируется, становится частью внутреннего мира, т.е., собственно говоря, направляется туда, откуда и произошла, она направляется против собственного Я. Там она перехвантывается частью Я, которая как Сверх - Я противопоставляет себя остальной части Я и уже как совесть осуществляет по отношению к Я такую же готовность к агрессии, как Я охотно бы удовлетворило за счет других, чужих индивидов. Нанпряжение между усиленным Сверх - Я и подчиненным ему Я мы называем созннанием вины; оно проявляется в потребности наказания╗. С перемещение контронля внутрь индивида запретные желания невозможно скрыть от самого себя. В рензультате даже отказ от этого желания не освобождает от чувства вины, которое, по мнению Фрейда, остается важнейшей проблемой развития культуры.

3. Роль личности в культуре

Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства (элиты) над массами, потому что массы костны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не хотят принслушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а индивидуальные предстанвители масс поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве вожндей, они позволяют склонить себя к напряженной внутренней работе самоотренчения, от чего зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя ми станновятся личности с незаурядным пониманием этой жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уснтупать массе больше, чем та им, и потому нам представляется необходимым, чтобы они были независимы от власти как распорядители средств власти. Короче говоря, люди обладают двумя распространенными свойствами, ответственными за то, что институт культуры может поддерживаться лишь в известной мере насинлием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей.

Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства (элиты) над массами, потому что массы костны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не хотят принслушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а индивидуальные предстанвители масс поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых     ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к напряженной внутренней работе самонотречения, от чего зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождями становятся личности с незаурядным пониманием этой жизненной необходимонсти, сумевшие добиться господства над собственными влечениями. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому нам представляется необходинмым, чтобы они были независимы от власти как распорядители средств власти, Короче говоря, люди обладают двумя распространенными свойствами, ответстнвенными за то, что институт культуры может поддерживаться лишь в известной мере насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей.

4. Теологические представлений Фрейда. Религия, как общественный невроз.

Культурологические размышления Фрейда неизбежно подвели его к проблеме религии и оказались тесно переплетенными с решением этой пронблемы. При рассмотрении культурных запретов Фрейд не мог не обратить внинмание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписынвали древнейшим нормам, регулирующим человеческую жизнь, божественное происхождение. Издавна считалось, что вся человеческая культура строится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод, что при падении религии деградирует и культура. Появление религии Фрейд рассматривает так - человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого. Человек должен войти в сообщество, которое в результате своего развития налагает запреты на его женлания. Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими влечениями, защитить его от проявлений природы и от посягательств на него других индивидов общества. Встает вопрос: кто же выполнит все эти функции? В раннем детстве каждый замечал влияние отца в семье. Он обладал властью, устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается комплекс: он считает отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ребенок ревнует отца к своей матери и пытается занять его менсто, но позже инцестуальные влечения утрачивают свою силу, тогда как уваженние и страх перед отцом остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначанла из тотема появился целый понтеон богов, а из них, в свою очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, который потом стал добрым, справедливым бонгом. Итак, люди всю ответственность за антисоциальные поступки возложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как бы громоотводом. Люди надеются получить от бога вознаграждение за свой отказ от влечений, и, наконец, авторитет бога помогает им избавиться от внутри социальных противоречий. Мы видим, что религия является одной из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд установил, что религия является массовым неврозом. На основе чего он сделал такие выводы? Дело в том, что религия по многим своим положениям напоминанет навязчивое невротическое состояние. Так, например, если невротик боится не производить какие-то определенные движения, то любой истинно верующий ченловек так же боится не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница заключается лишь в том, что невротик не может объяснить смысл своих постонянно повторяемых упражнений, а верующий человек, в зависимости от своего понзнания теологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с некоторыми оговорками, можно назвать религию общественным неврозом. Тем не менее ренлигия имеет положительное значение. Дело в том, что частный невроз куда опасней общественного, так как он отрицательно влияет на физическое состояние больного, тогда как данный общественный невроз является совершенно безобиднным. Также религию можно назвать и антиневрозом, так как она помогает раснтворять частные неврозы и сглаживать социальные противоречия. И разрушение религии ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблюданлось в России после революции, хотя позже произошла подмена веры. Для разнвития общества нужны какие-то основы, и с падением старых появляются нонвые. Так, например, религиозную основу в России сменила коммунистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже рухнули, а новые еще не установинлись, и поэтому резко возросло астеническое состояние общества, возросла преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков и т.д.

5. Пути понижения лнеудовлетворенности культурой╗.

Фрейд, до конца жизни не оставлявший клинической практики, не мог огранничится констанцией конфликта человека с культурой. Он стремиться найти пути к росту человеческого счастья. В лсчастливом будущем╗ нужно понизить уровень отрицательных эмоций, вызываемых культурными запретами. При этом он в силу своей профессиональной ориентации размышляет не о социальных преобразованниях, а о психических способах преодоления конфликта.

Первый путь, по его мнению, связан с определенным видоизменением вленчений, З. Фрейд считает, что некоторые из первичных влечений ослабляются танким образом, что на их место появляются определенные черты характера. Такие свойства человека как чистоплотность, стремление к порядку, педантизм, вознинкают из уничтожения анальных форм детской эротики. Неожиданное преобразонвание вызывает вопрос: как оно совершается? Он пишет: л мы не знаем, как это происходит, но в правильности этого взгляда не можем сомневаться╗. При всей фанатичности психоаналитического взгляда на эволюцию сексуальности в данном случае намечается мысль о соответствии некоторых требований культуры (стремнление к культуре, требование гигиены, порядка) преобразованным индивидуальнным влечениям. Мысль выходящая за пределы вечного конфликта лприроды╗ ченловека и лкультуры╗. Однако она остается для Фрейда второстепенной.

Другие влечения преобразовываются так, что меняются условия их удовлентворения. Они могут быть сублимированы т. е. их энергию можно реализовать в деятельности, направленной на социально приемлемые цели. Казалось бы это оснновной и наиболее подходящий путь для смягчения конфликта. Но на самом деле это не так. Ибо, во-первых, сублимация не достаточно интенсивна чтобы полнонстью исчерпать грубые, первичные влечения: во- вторых она доступна не всем людям, степень этой способности врождена. Такие оговорки приводят Фрейда к тривиальному выводу: человек может добиваться счастья через многообразие, богатство жизнедеятельности. Сосредоточившись, например, только на любви, ченловек попадает в пучину несчастий в случае измены или смерти объекта.

Наивысшее достижение, полагает 3. Фрейд, до которого может возвыситься человек в видоизменении влечений, - это выработать лспособность всеобъемлюнщей любви к человечеству и миру╗. Такая способность возникает из половой любви, отвлекающей от сексуальной цели и превращающей влечение в лзатормонженный в смысле цели импульс╗. Он понимает, что любовь неоднократно пытанлись использовать в качестве инструмента общественного преобразования. Понэтому он придает старой мысли новое обличие, связывая эту лвсеобщую любовь╗ с лприродными качествами╗ людей. Зигмунд Фрейд пишет письмо Ромену Роллану: лСам я опираюсь на человеческую любовь не из мотивов сентиментальности или требований идеала, а по трезвым, экономическим причинам, поскольку в данных условиях состояния влечений и окружающего мира я должен считать ее столь же необходимым содержанием человеческого рода, как, например, технинку╗. Создав образ лрепрессивной культуры╗ он пытается смягчить его, противонпоставив агрессивности вначале агрессивность, а теперь и сексуальность.

И далее он вводит новую мысль: лДругой вид связей - связи по средством идентификации. Все, что создает среди людей значительные общности, вызывает такие общие чувства, идентификации╗.

Первый вид таких идентификаций - единое отношение к общественным линдерам. З. Фрейд против эмоционального объединения вокруг тоталитарных лиденров, поскольку это ведет к исчезновению лсоциальной обособленности личнонсти╗, к конформистской ориентации мыслей и чувств, к лпсихологической нищенте масс╗, к преобладанию эффективности и к появлению склонности к л немеднленному выполнению внезапных намерений╗.

Сам З. Фрейд против лложного коллективизма╗. Он за духовное лидерство, за ведущую роль в обществе ллюдей необычайной силы духа╗, которые создают идеалы культуры, ее высшие ценности и цели и посредством идентификации сплачивают людей. Фрейд выступает против авторитета силы за авторитет разунма, духа. Для него желаемое общество - это социальная система, где принуждающее влияние политической силы заменено властью общих идеалов и авторинтетом их созидателей. Таким образом, второй вид идентификаций, лчувство общнности и тождества╗, вызванное совместными переживаниями общественных идеалов и духовных достижений.

И наконец, последний путь понижения лнеудовлетворенности культурой╗ - линтелектуализация╗ психики. Под этим подразумевается, во - первых, возрастанние роли Я, самосознания и регуляции влечений, во - вторых, определенная перенстройка конструкции человека.

Карен Хорни после эмиграции в США в 1932 г. обнаружила, что подоплека невротических конфликтов у пациентов в Новом свете существенно отличалась от таковой у пациентов в Германии и Австрии. Осмысление этих фактов привело Хорни к отказу от фрейдистской теории инстинктов и к признанию социо-культурной обусловленности психопатологии. Помимо чрезмерной биологиченской ориентации к числу глубочайших методологических ошибок Фрейда. Хорни отнесла склонность к дуалистическому и механико-эволюционистскому мышленнию.

На творчество Карен Хорни оказала также серьезное влияние ситуация сонциальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой войны, свянзанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской окнкупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное знанчение бессознательным процессам в психической жизни личности. Своеобразие К. Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и странха индивида. Чувства тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмонсферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторинтета.

В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три тинпа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: 1) к людям, 2) от людей, 3) против людей. При стойком доминировании в поведеннии индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности: 1) услужливая, ищущая любви и одобрения любой ценой, 2) пытаюнщаяся отрешиться от общества; 3) агрессивная, жаждущая престижа и власти. Понскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а нарастает, порождая все новые и новые коннфликты.


Заключение

В целом, на взгляд некоторых обывателей, теория Фрейда нуждается во многих поправках (она не бесспорна), но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная теория усовершенствовалась. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попыталнся раскрыть основные элементы культурологической теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул, а многие являются очень спорными, поэтому мое субъекнтивное мнение является лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных фрейдизму.

 

   Информация найдена Сэром Лероем МакРэйвэном и Бритухой.

                 

            Copyright й 2005  Общество Наблюдателей, Симферополь

            Copyright й 2005  Secret Watchers Society of Simferopol

 

Найти: на

А здесь могла быть Ваша реклама

По вопросам обращаться mak-leroy@narod.ru

Ресурсы проекта Мак-Лерой

  • - Главная страница  проекта Мак-Лерой

  • - Главная страница Библиотеки

  • - Главная страница Фотоальбомов

  • - Гостевая книга

  • - Форум

  • - Чат

  • - Состав клуба "Принцы Вселенной"

  • - Лучшие ролевухи "Принцев Вселенной"

  • - Прочие ресурсы проекта Мак-Лерой

  • - Ссылки (сайты по теме "Горца")

  • - Письмо модератору

  • Copyright (c) 2005   Sir Leroy McRaven & Sonya

     



    Hosted by uCoz