Альбер Камю

        Альбер Камю родился в 1913 году в небольшом городе Мондови во французском Алжире в семье сельскохозяйственных рабочих. В самом начале первой мировой войны его отец, Люсьен Камю, погиб в битве на Марне. Потеряв кормильца, семья - мать и двое сыновей - перебираются в город Алжир, столицу одноименного департамента.. Мать устраивается работать прачкой, обстирывает господ, денег едва хватает для того, чтобы поднять на ноги сыновей. Старший брат Альбера, как то было обычным делом в рабочих семьях, рано начинает зарабатывать себе на хлеб. Младшему сыну было суждено выйти из своего круга, стать властителем дум, кумиром интеллектуалов. Для этого требовалось образование.

Окончив в 1924 году начальную школу в Белькуре, одном из беднейших районов Алжира, Камю должен был бы пополнить ряды рабочих после кратковременного обучения ремеслу. Судьба распорядилась иначе: учитель начальной школы, Луи Жермен, обратил внимание на одаренного подростка и добился для него стипендии. Французский лицей давал хорошую гуманитарную подготовку и право без экзамена поступить в университет. Учился Камю прекрасно, проблемы возникали, скорее, социально-психологические. На нищего стипендиата, выходца из Белькура, смотрели покровительно и преподаватели, и соученики - потомки местной денежной аристократии. Стремление к справедливости, к социальному равенству было у Камю в зрелые годы не умственной конструкцией, а результатом жизненного опыта. В классе Камю вторично повезло с преподавателем: учителем класса философии был Жак Гренье, в будущем близкий друг Камю. Он способствовал пробуждению интереса к метафизике, литературе, театру.

Материальную нужду, как вспоминал Камю, значительно легче переносить там , где ее восполняет красота природы, полнота телесной жизни. Средиземноморской природе посвящены самые прекрасные страницы прозы Камю. Эта земля, сохранившая элементы античности, постоянно присутствовала в сознании Камю как солнечный аполлоновский мир, унаследовавший от эллинов ясность мысли и чувства. Несчастным, обделенным Камю себя не считал хотя бы потому, что ему было даровано Средиземное море, пляжи, спорт.

По окончании лицея он поступает на философско-исторический факультет местного университета. Несмотря на постоянные заботы о хлебе насущном, он успешно осваивает классические философские тексты, знакомится с современной философией. Ницше, Кьеркегор, Шестов, Ясперс входят в круг его чтения одновременно с Достоевским, Прустом, Мальро. Завершая обучение в университете, он пишет дипломную работу лХристианская метафизика и неоплатонизм╗. Эта тема - соотношение христианской и языческой мысли - будет в дальнейшем составлять одну из важнейших философствования Камю. Сформировавшееся ко времени написания этой учебной работы понимание христианства сохраняется и в лБунтующем человеке╗ - в этом главном философском произведении Камю есть отдельные страницы, воспроизводящие текст дипломной работы, которая чрезвычайна важна как этап формирования его мировоззрения. Христианству в нем места не нашлось. Религиозного воспитания Камю не получил, веры у него не было ни в юности, ни в зрелости. Идеалы евангельского христианства он рассматривал через труды своего лземляка╗ - святого Августина, а также современных философов - Кьеркегора, Шестова, Ясперса. На всю жизнь у него сохранилось уважение к древним и средневековым ересям - к гностикам, манихеям, катарам - и неприятие католицизма ни как народной религии, ни как богословской доктрины. Ницшеанского презрения к христианству Камю никогда не разделял; выходцу из бедноты были чужды и гневные филиппики Ницше против лподлой черни╗. Но провидение для него означало род фатализма (сказывалось сведение христианства к учению Августина); первородный грех, загробное воздаяние, спасение Камю считал мифами, примиряющими человека с земной несправедливостью.

Огромное место в жизни Камю занимал театр. Камю был талантливым актером, постановщиком, драматургом. В конце 30-х годов с театральной труппой лЭкип╗ он объезжает весь Алжир, играет в небольших , неприспособленных залах, почти без декорации роли в классических и современных пьесах, выполняет функции и режиссера, и работника сцены, и суфлера. Главная его роль в то время - Ивана в собственной постановке лБратьев Карамазовых╗. лЯ играл его, быть может плохо, но мне казалось, что понимаю я его в совершенстве╗, - вспоминал Камю о ролях Ивана в лТеатре труда╗ и лЭкип╗. Одной из особенностей размышлений в лМифе о Сизифе╗ и в лБунтующем человеке╗ является актерское вхождение Камю в роль - Прометей, Дон Жуан, Иван Карамазов, лЗавоеватель╗ или русский террорист-эсер - они пережиты лизнутри╗, прочувствованы, сыграны. Размышления об актерском принятии удела человеческого в лМифе о Сизифе╗ прямо связаны с личным опытом.

Эти годы являются переломными для Камю. Рухнули надежды на продолжение учебы в Эколь Нормаль - высшей школе, готовящей университетских преподавателей философии, - к конкурсному экзамену не допускают по состоянию здоровья, из-за туберкулеза. Разваливается первый брак. Камю едва сводит концы с концами, обостряется болезнь - близко знавшие Камю в те годы полагали, что тема самоубийства приходит в лМиф о Сизифе╗ из личных переживаний. Но в тоже самое время он не только играет на сцене и делает наброски лКалигулы╗. В печати появляются первые прозаические сборники - лИзнанка и лицо╗, лБракосочетания╗; написан и отложен первый роман лСчастливая смерть╗, начата работа над философским эссе, которое получит название лМиф о Сизифе╗.

В начале 1938 г. в мансарду к Камю приходит Паскаль Пиа, основавший газету лРеспубликанский Алжир╗, и Камю начинает осваивать и еще один вид деятельности - журналистику, где он также сумел достичь много. Эпопея Народного фронта уже завершается во Франции, но в Алжире она не привела к каким-либо реформам. Новая газета выступает за равные права арабов, разоблачает подтасовки на выборах. Камю пишет статью за статьей о нищете и бесправии, голоде арабского населения, вызывая все большее раздражение истеблишмента.

Работа в лРеспубликанской газете╗ прекращается вскоре начала второй мировой войны. Камю идет добровольцем на призывной пункт, но туберкулез опять становится у него на пути. Между тем военным положением воспользовались местные власти, статьи Камю вычеркиваются военной цензурой. Наконец газета закрывается, а Камю остается без работы. Через знакомых Пиа он получает работу технического секретаря в столичной лПари-Суар╗. Камю в первые приезжает в Париж. лСтранная война╗ скоро кончается, вместе с газетой Камю сначала перебирается в Клермон-Ферран, потом в Лион. После капитуляции остаются только газеты, прославляющие оккупантов и правительство Петэна. С ними Камю отказывается сотрудничать и уезжает в Алжир. Там его слишком хорошо знают - работы в газете он не получит. Какое-то время Камю учит еврейских детей, изгнанных из школ новым режимом. В феврале 1941 года он заканчивает лМиф о Сизифе╗.

В 1942 г. Камю возвращается во Францию, вступает в подпольную группу лКомба╗, образовавшуюся в результате слияния двух групп Сопротивления с собственными печатными органами. Из последних возникает газета лКомба╗, во главе которой сначала становится Пи, но занятый другими делами в рядах Сопротивления, он фактически передает управление газетой Камю. В подпольной прессе печатаются лПисьма немецкому другу╗. Идеальным прикрытием для подпольной деятельности стало издательство лГаллимар╗, сотрудником которого Камю был всю оставшуюся жизнь и где вышли основные его произведения.

24 августа 1944 г. Во время боев в Париже выходит первый, уже не подпольный номер лКомба╗ с передовицей Камю лКровь свободы╗. В ней говорится о свершающейся революции: люди, годами сражавшиеся против оккупации и фашистского режима, уже не потерпят порядков Третьей республики, социальной несправедливости, эксплуатации. Битва идет лне за власть, а за справедливость, не за политику, а за мораль╗. Камю дает газете следующий подзаголовок: лОт Сопротивления к Революции╗. В передовице от 24 ноября того же года он уже о социализме.

В дальнейшем Камю недолгое время работал в еженедельнике лЭкспресс╗, но от журналистики он в целом отходит. Из публикаций в лКомба╗ наибольший интерес представляет цикл его статей 1946 г. лНи жертвы, ни палачи╗, в котором уже поднимаются многие философские и политические вопросы лБунтующего человека╗.

В годы войны вышли два произведения, которые принесли Камю широкую известность, - повесть лПосторонний╗ и эссе лМиф о Сизифе╗. В 1947 г. вышел роман лЧума╗, за ним последовали пьесы лОсадное положение╗ и лПраведники╗. лБунтующий человек╗ был последним и самым значительным произведением Камю, лПадение╗ - его последним романом. Присуждение Нобелевской премии по литературе в 1957 году было поводом для лШведских речей╗, получивших широкий отклик во всем мире. Из публикаций 50-х годов следует выделить лРазмышления о гильотине╗ - страстный призыв отменить смертную казнь.

4 января 1960 г. Камю принимает приглашение своего друга и издателя М. Галлимара вернуться в Париж не поездом, а на автомобиле. Сошедшая с дороги машина врезалась в дерево, Камю погиб. Роман лПервый человек╗ был только начат, посмертно были изданы записные книжки и юношеский роман лСчастливая смерть╗.

 

Эволюция философских воззрений Камю непосредственно связана с историческими обстоятельствами. Сам Камю говорил как бы о двух циклах своих произведений. Теме абсурда посвящены работы 30-х годов - философское эссе лМиф о Сизифе╗, повесть лПосторонний╗ и пьеса лКалигула╗. Тема бунта - лБунтующий человек╗, роман лЧума╗ и пьеса лПраведники╗. Как говорил Камю в интервью, данном в Стокгольме перед вручением Нобелевской премии, в первом цикле представлено отрицание, второй решает положительные задачи; оба были задуманы одновременно и реализованы последовательно.

Камю - мыслитель 20-го века, он получил проблемы абсурда и бунта не только от долгой традиции философской и религиозной мысли, - крушение моральных норм и ценностей в сознании миллионов европейцев, нигилизм представляют собой факты современности. Конечно, и другие культуры знавали нигилизм как следствие кризиса религиозной традиции, но столь острого конфликта, такого разрушения всех устоев история не знала. Нигилизм представляет собой выведение всех следствий из лсмерти Бога╗. Прометеевский бунт, героическое лсамопреодоление╗, аристократизм лизбранных╗ - эти темы Ницше были подхвачены философами-экзистенциалистами. Они являются определяющими в лМифе о Сизифе╗ Камю, работе с характерным подзаголовком - лЭссе об абсурде╗.

Подобно всем философам-экзистенциалистам, Камю полагает, что важнейшие истины относительно самого себя и мира человек открывает не путем научного познания или философских спекуляций, но посредством чувства, как бы высвечивающего его существование, лбытие-в-мире╗. Камю ссылается на лтревогу╗ Хайдеггера и лтошноту╗ Сартра, он пишет о скуке, неожиданно овладевающей человеком. О том, что spleen или лрусская хандра╗, может понемногу овладеть кем-нибудь, известно всем и без философии. Кьеркегор был первым философом, который придал таким чувствам, как лмеланхолия╗, страх, онтологический характер. Настроения и чувства не субъективны, они приходят и уходят не по нашей воле, раскрывают фундаментальные черты нашего существования. У Камю таким чувством, характеризующим битие человека, оказывается чувство абсурдности - оно неожиданно рождается из скуки, перечеркивает значимость всех остальных переживаний. Индивид выпадает из рутины повседневной жизни (лподъем, завтрак, четыре часа на фабрике или в конторе...╗ и т.д.), он сталкивается с вопросом: лА стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?╗ Камю вспоминает о логическом лсамоубийстве╗ и Кириллове Достоевского, но ближе ему постановка этого вопроса в лИли - Или╗ Кьеркегора: лСамоубийство - отрицательная форма бесконечной свободы. Счастлив тот, ко найдет положительную╗. лМиф о Сизифе╗ Камю представляет собой поиск такой лположительной формы╗ бития в мире, в которой религиозная надежда умерла. Вопрос Камю таков: как жить без высшего смысла и благодати?

Сам по себе мир не абсурден, он просто неразумен, так как полностью является внечеловеческой реальностью, не имеющей ничего общего с нашими желаниями и нашим разумом. Это не значит, что мир непознаваем, иррационален, как лволя╗ у Шопенгауэра или лжизненный порыв╗ Бергсона. Для Камю такие представления являются также антропоморфными, дающими нам иллюзорное представление о постижимости первоосновы мира - пусть и с помощью какой-то иррациональной интуиции. Камю достаточно высоко ставит эмпирическое познание, методы науки. Мир вполне познаваем, от одной научной теории мы переходим к другой, более совершенной. В мире нет окончательного, последнего смысла, мир не прозрачен для нашего разума, он не дает ответа на самые настоятельные наши вопросы. Количество измерений пространства и времени, структуры атома и галактики - эти вопросы при всей своей значимости для науки не имеют никакого человеческого смысла. Мы заброшены в этот космос, в эту историю, и на вопрос о цели существования, о смысле всего сущего наука не дает никакого ответа. Не дала его и вся история философской мысли - предлагаемые ею ответы являются не рациональными доказательствами, но актами веры.

Камю исследует в лМифе о Сизифе╗ два неправомерных вывода из констатации абсурда. Первый из них - самоубийство, второй - лфилософское самоубийство╗. Если для абсурда необходимы человек и мир, то исчезновение одного из этих полюсов означает и прекращение абсурда. Абсурд есть первая очевидность для ясно мыслящего ума. Самоубийство представляет собой затмение ясности, примирение с абсурдом, его ликвидацию. Такое же бегство от абсурда представляет собой лфилософское самоубийство╗ - лскачок╗ через лстены абсурда╗. В первом случае истреблен тот, кто вопрошает, во втором - на место ясности приходят иллюзии, желаемое принимается за действительной, миру приписываются человеческие черты - разум, любовь, милосердие и т.п. Очевидная бессмыслица трансформируется в замаскированную, человек примиряется со своим уделом.

Религиозную веру Камю считает замутнением ясности видения и неоправданным лскачком╗, примиряющим человека с бессмыслицей существования. Христианство примиряет со страданиями и смертью (лсмерть, где жало твое╗), но все доказательства существования трансцендентного порядка сомнительны. Унаследовав от картезианства идеал ясности и отчетливости мышления, Камю отвергает онтологический аргумент - из наличии у нас идеи Бога нам не вывести его существования. лУ абсурда куда больше общего со здравым смыслом, - писал Камю в 1943 г. - абсурд связан с ностальгией, тоской по потерянному раю. Без нее нет и абсурда. Из наличия этой ностальгии нам не вывести самого потерянного рая╗. Требования ясности видения означает честность пред самим собой, отсутствие всяких уловок, отказ от примирения, верность непосредственному, опыту, в который нельзя ничего приносить сверх данного.

В этом своеобразие позиции Камю: он проповедует ясность разумного решения, завещанную всей европейской традицией лметафизики света╗, начиная с Паскаля и вплоть до Гуссерля, где разум уподобляется видению, истина - свету, ложь - тьме, божество - источнику света или самому свету. Эта метафизика приобретала характер то рационалистической системы, то мистической доктрины, но она всегда признавала связь человеческого разума и разумного (или сверх разумного) космического света. У Камю ясностью видения наделено только конечное существо, заброшенное в чуждый ему мир. Уже потому, что ставил выше всего этот свет разума, поиск смысла, а не темные стороны человеческой натуры, он и в лМифе о сизифе╗ далек от крайних форм европейского нигилизма.

Но из абсурда следует и отрицание универсальных этических норм. Без ницшеанского энтузиазма Камю принимает вывод из абсурда - лвсе дозволенно╗. Единственной ценностью становится ясность видения и полнота переживания. Абсурд не надо уничтожать самоубийством или лскачком╗ веры, его нужно максимально полно изжить. На человеке нет греха, становление лневинно╗, и единственной шкалой для оценки существования является подлинность, аутентичность выбора.

Если Ницше предложил утратившему христианскую веру человечеству миф о лвечном возвращении╗, то Камю предлагает миф об утверждении самого себя - с максимальной ясностью ума, с пониманием выпавшего удела, человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним - самоотдача и полнота существования важнее всех вершин, абсурдный человек избирает бунт против всех богов.

лБунтующий человек╗ - это история идеи бунта - метафизического и политического - против несправедливости человеческого удела. Если первым вопросом лМифа о Сизифе╗ был вопрос о допустимости самоубийства, то эта работа начинается с вопроса справедливости убийства. Люди во все времена убивали друг друга, - это истина факта. Тот кто убивает в порыве страсти, предстает пред судом, иногда отправляется на гильотину. Но сегодня подлинную угрозу представляют не эти преступные одиночки, а государственные чиновники, хладнокровно отправляющие на смерть миллионы людей, оправдывающие массовые убийства интересами нации, государственной безопасности, прогресса человечества, логикой истории.

Человек 20-го века оказался перед лицом тоталитарных идеологий, служащих оправданием убийства. Еще Паскаль в лПровинциальных письмах╗ возмущался казуистикой иезуитов, разрешавших убийство вопреки христианской заповеди. Безусловно, все церкви благословляли войны, казнили еретиков, но каждый христианин все-таки знал, что на скрижалях начертано лне убий╗, что убийство - тягчайший грех. На скрижалях нашего века написано: лУбивай╗. Камю в лБунтующем человеке╗ прослеживает генеалогию этой максимы современной идеологии. Проблема заключается в том, что сами эти идеологии родились из идеи бунта, преобразившейся в нигилистское лвсе дозволено╗.

Камю считал, что исходный пункт его философии остался прежним - это абсурд, ставящий под сомнение все ценности. Абсурд, по его мнению, запрещает не только самоубийство, но и убийство, поскольку уничтожение себе подобного означает покушение на уникальный источник смысла, каковым является смысл каждого человека. Однако из абсурдной установки лМифа о Сизифе╗ не вытекает бунт, утверждающий самоценность другого. Бунт там придавал цену индивидуальной жизни - это лборьба интеллекта с превосходящей его реальностью╗, лзрелище человеческой гордыни╗, лотказ от примирения╗. Борьба с лчумой╗ тогда ничуть не более обоснована, чем донжуанство или кровавое своеволие Калигулы. В дальнейшем у Камю меняется само содержание понятий лабсурд╗ и лбунт╗, поскольку из рождается уже не индивидуалистический мятеж, а требование человеческой солидарности, общего для всех людей смысла существования. Бунтарь встает с колен, говорит лнет╗ угнетателю, проводит границу, с которой отныне должен считаться тот, кто полагал себя господином. Отказ от рабского удела одновременно утверждает свободу, равенство и человеческое достоинство каждого. Однако мятежный раб может сам перейти этот предел, он желает сделаться господином и бунт превращается в кровавую диктатуру. В прошлом по мнению Камю, революционное движение лникогда реально не отрывалось от своих моральных, евангелических и идеалистических корней╗. Сегодня политический бунт соединился с метафизическим, освободившим современного человека от всех ценностей, а потому он и выливается в тиранию. Сам по себе метафизический бунт также имеет оправдание, пока восстание против небесного всевластного Демиурга означает отказ от примирения со своим уделом, утверждение достоинства земного существования. Он превращается в отрицание всех ценностей и выливается в зверское своеволие, когда бунтарь сам делается лчеловекобогом╗, унаследовавшего у отринутого им божества все то, что так ненавидел - абсолютизм, претензии на последнюю и окончательную истину (листина одна, заблуждений много╗), провиденциализм, всезнание, слова лзаставьте их войти╗. В земной рай этот выродившийся Прометей готов загонять силою, а при малейшем сопротивление готов устроить такой террор, в сравнении с которыми костры инквизиции кажутся детской забавой.

Такое соединение метафизического бунта с историческим было опосредовано лнемецкой идеологией╗. В разгар работы над лБунтующим человеком╗ Камю говорил, что лзлые гении Европы носят имена философов: их зовут Гегель, Маркс и Ницше... Мы живем в их Европе, в Европе, ими созданной╗. Несмотря на очевидные различия в воззрениях этих мыслителей (а также Фейербаха, Штирнера), Камю объединяет их в лнемецкую идеологию╗, породившую современный нигилизм.

Чтобы понять основания, по которым эти мыслители были включены в ряд лзлых гениев╗, необходимо, во-первых, вспомнить об общественно-политической ситуации, во-вторых, понять, под каким углом зрения рассматриваются их теории.

Камю писал лБунтующего человека╗ в 1950 г., когда сталинская система, казалось, достигла апогея своего могущества, а марксистское учение превратилось в государственную идеологию. В Восточной Европе шли политические судилища, из СССР доходили сведения о миллионах заключенных; только что эта система распространилась на Китай, началась война в Корее - в любой момент она могла вспыхнуть в Европе. Политические воззрения Камю изменились к концу 40-х годов, о революции он более не помышляет, поскольку за нее в Европе пришлось бы платить десятками миллионов жертв (если не гибелью всего человечества в мировой войне). Необходимы постепенные реформы - Камю оставался сторонником социализма, он равно высоко ставил деятельность тред-юнионов, скандинавской социал-демократии и ллибертарного социализма╗. В обоих случаях социалисты стремятся освободить ныне живущего человека, а не призывают жертвовать жизнями нескольких поколений ради какого-то рая земного. Такая жертва не приближает, а отдаляет лцарство человека╗ - путем ликвидации свободы, насаждения тоталитарных режимов к нему нет доступа.

Камю допускает немало неточностей в толковании воззрений Гегеля, Маркса, но видение классиков вполне объяснимо. Он рассматривает именно те их идеи, которые вошли в сталинский лканон╗, пропагандировались как единственно верное учение, использовались для обоснования бюрократического централизма и лвождизма╗. Кроме того, он ведет полемику с Мерло-Понти и Сартром, взявшимися оправдывать тоталитаризм с помощью гегелевской лФеноменологии духа╗, учения о лтотальности истории╗. История перестает быть учительницей жизни, она делается неуловимым идолом, которому приносятся все новые жертвы. Трансцендентные ценности растворяются в историческом становлении, законы экономики сами влекут человечество в рай земной, но в то же время они требуют уничтожения всех, кто им противится.

Предметом рассмотрения Камю является трагедия философии, превращающейся в лпророчество╗, в идеологию, оправдывающую государственный террор. Божеством лнемецкой идеологии╗ сделалась история, священнослужителями новой религии стали пропагандисты и следователи. лПророчество╗ обладает собственной логикой развития, которая может не иметь ничего общего с благими намерениями философа-бунтаря. Однако вопрос об ответственности мыслителей ставится Камю вполне оправданно: ни Маркс, ни Ницше не одобрили бы деяний своих лучеников╗, но из их теорий можно было сделать пригодные для новых цезарей выводы, тогда как из этики Канта или Толстого, политических теорий Локка или Монтескье необходимость массовых убийств не вывести.

 

Параллельно изменениям философских и политических воззрений Камю, менялось и его понимание искусства. В юности, осмысливая свои первые художественные опыты, Камю считал искусство прекрасной иллюзией, которая хотя бы на короткое время дает забвение боли и страдания. Даже о музыке он рассуждал на манер Шопенгауэра, хотя она никогда не занимала большого места в духовной жизни Камю (помимо литературы и театра, коими он занимался профессионально, ему были близки скульптура и живопись). Но очень скоро Камю приходит к мысли, что эстетическое бегство от действительности невозможно, лбесплодную сумеречную мечтательность╗ должно заменить искусство как лсвидетельство╗ - яркий свет художественного произведения высвечивает жизнь, которую нужно принять, сказать ей лда╗, не зная ни злобы на мир, ни удовлетворенности. Близость Камю ницшеанству ограничивается этим утверждением, ничего лсверхчеловеческого╗ он не признает, кроме прекрасной природы. Принятие жизни такой, как она есть, - это не лразнуздание чувств╗ Рембо, подхваченное сюрреалистами. Помимо прекрасного лица жизни есть еще и ее изнанка - к ней относится социальная реальность. Размышления о том, как совместить служение искусству и политическую деятельность, начинаются еще в 30-е годы, когда Камю играл в лТеатре труда╗ и организовывал лДом культуры╗ для рабочих.

Эта тема выходит на первый план в 40-50-е годы, когда Камю отказывается от абсурдного лсамопреодоления╗ посредством художественного творчества. Всякое лискусство для искусства╗ им недвусмысленно осуждается: эстетизм, дендизм в искусстве неизбежно идут рука об руку с фарисейством. В башне из слоновой кости художник утрачивает связь с реальностью. лОшибкой современного искусства╗ он считал сосредоточение всего внимания на технике, форме - средства ставятся вперед цели. Но бесплодность грозит художнику и тогда, когда он делается линженером душ╗, идеологическим лбойцом╗. Искусство умирает в апологетике.

И в искусстве, и в политике Камю призывает не отдавать человека на откуп абстракциям прогресса, утопии, истории. В человеческой природе есть нечто постоянное, если не вечное. Природа вообще сильнее истории: обратившись к собственной натуре, к неизменному в потоке изменений, человек спасается от нигилизма. Ясно, что речь идет не христианском понимании человека. Иисус Христос для Камю - не Сын Божий, а один из невинных мучеников истории, он ничем не отличается от миллионов других жертв. Людей объединяет не Христос, не мистическое тело церкви, а реальные страдания и рождающиеся из страданий бунт и солидарность. Есть одна истинно кафолическая церковь, объединяющая всех когда-либо существовавших людей; ее апостолами являются все бунтари, утверждающие свободу, достоинство, красоту. Человеческая природа не имеет ничего общего с божественной, нужно ограничится тем, что дано природой, а не изобретать богочеловечество или человекобожество.

Наша свобода всегда ограничена и сводится к выбору между различными страстями и импульсами. Для такого выбора требуется ясность видения, помогающая преодолевать все низменное в себе самих. Понятно, что такого рода ласкеза╗ имеет мало общего с ницшеанством, от коего остается только идеал лсамопреодоления╗; однако при всех достоинствах подобной этики в сравнении с нигилизмом она имеет ограниченный и формальный характер. Она налагает запрет на убийство и порабощение другого, но за ее пределами остаются сложнейшие формы взаимоотношений между людьми. Она требует лабсолютной ясности видения╗, но таковая недоступна человеку, и бунт всегда может перерасти в своеволие. Героическая мораль не знала запрета ни на убийство, ни на самоубийство, она в лучшем случае требует лведения╗, но никак не всечеловеческой солидарности. Впрочем, Камю не ставил перед собой задачу создания новой этической системы. Вывести все этические ценности из бунта вряд ли возможно, но ясно, против чего он направлен. лЯ ненавижу только палачей╗ - вот, пожалуй, самое краткое и точное определение социальной и моральной позиции Камю.

 

Используемая литература:

1. Камю А. лМиф о сизифе. Эссе об абсурде╗, перевод А. Руткевич, Москва, лСумерки Богов╗

2. Камю А. лБунтующий человек╗

 

   Информация найдена Сэром Лероем МакРэйвэном и Бритухой

                 

            Copyright й 2005  Общество Наблюдателей, Симферополь

            Copyright й 2005  Secret Watchers Society of Simferopol

 

Найти: на

А здесь могла быть Ваша реклама

По вопросам обращаться mak-leroy@narod.ru

Ресурсы проекта Мак-Лерой

  • - Главная страница  проекта Мак-Лерой

  • - Главная страница Библиотеки

  • - Главная страница Фотоальбомов

  • - Гостевая книга

  • - Форум

  • - Чат

  • - Состав клуба "Принцы Вселенной"

  • - Лучшие ролевухи "Принцев Вселенной"

  • - Прочие ресурсы проекта Мак-Лерой

  • - Ссылки (сайты по теме "Горца")

  • - Письмо модератору

  • Copyright (c) 2005   Sir Leroy McRaven & Sonya

     



    Hosted by uCoz