Монашество,
как образ
жизни.
Вступление
В
средние
века
монахам
отводилось
самое
почетное
место.
Именно в
духовенстве
видели
самое
главное
сословие,
так же как в
церкви -
самый
важный
институт.
Церковь
и
духовенство
- посредники
между Богом
и человеком.
Монашество
считалось
идеальной
формой
жизни, а
монахи
пользовались
привилегированным
положением.
Главный
герой
средневековья
- монах или
святой. В ту
эпоху
монашество
было
повседневным
и
необходимым
для
функционирования
общества
явлением. И
это,
наверное,
удивительно
для эпохи,
стоявшей
перед столь
серьезными
проблемами
пропитания
и
материального
обеспечения
населения.
Тем не менее
монахи были
глубоко
интегрированы
в
средневековое
общество,
которое
позволяло
себе
содержать
много
монахов,
считая, что
они молятся
за других.
Возникновение
монашества
и его
причины
При
общем
упадке
религиозно -
нравственной
жизни в IV
веке,
монашество
явилось
той
средой,
которая
сохраняла
неповрежденным
учение
Христово; из
монашеских
обителей,
словно из
благодатного
источника,
исходил
евангельский
свет, озаряя
погрязший
в грехах мир.
Чтобы
увидеть эти
обители, мы
снова
должны
обратиться
к
Египту.
Эта древняя
Земля
даровала
миру
удивительные
откровения
и великие
проявления
человеческого
духа. Здесь, в
пустынной
Фиваиде, на
севере
Египта,
появились
первые
монахи. Но
что же
послужило
непосредственной
причиной
возникновения
монашества?
Прежде
всего,
печальное
состояние
общества и
церкви, о
чем
уже было
сказано
выше.
Официальная
церковь уже
не казалась
верующим
якорем
спасения:
с одной
стороны, без
разветвленной
церковной
структуры
обойтись
было
нельзя,
с другой же,
такая
структура
казалась
очень
далекой от
Царства
Божия.
Верующий
христианин
в рамках
официозной
церкви
неизбежно
испытывал
чувство
болезненной
раздвоенности
между
Землей и
небом,
чувство
трагической
неудовлетворенности
своим
бытием.
Многих
христиан,
особенно
остро
ощущавших
греховность
и безумие
общества,
которое
называло
себя
христианским,
захватило
желание
покинуть
его. Люди
жаждали
снова
обратиться
к Евангелию,
души их
вновь
запросили
"хлеба
жизни", а не
суетных
мирских
благ.
Немаловажную
роль играл и
сам
ход
исторического
и
экономического
развития.
Христианские
церкви все
больше
стали
заполняться
варварами,
принесшими
с собой
полуязыческие
обряды,
которые
были
невыносимы
для особо
благочестивых
христиан.
Возрастающая
роскошь
жизни на
Востоке
вызывала
обратную
тягу к
простоте, к
аскетизму.
Повсеместно
усиливалось
стремление
оставить
мирские
дела и,
подражая
Господу,
отправиться
в путь с
легким
сердцем, не
связанным
никакими
узами.
Приводило
людей в
пустыню и
глубокое
раскаяние,
чему можно
найти
множество
примеров в
агиографической
литературе
(житиях
святых).
Например,
знаменитый
пустынник
Моисей
Мурин (Мавр)
был
когда - то
невольником,
затем бежал
от своего
хозяина и
стал
предводителем
разбойничьей
шайки. После
того как его
кровавая
слава уже
гремела по
окрестностям,
Моисей
внезапно
уверовал в
Господа,
удалился в
монастырь и
посвятил
остаток
своей жизни
подвигам
аскетизма и
покаяния. Та
горячность,
которая
когда-то
сделала
Моисея
грозой
караванов,
теперь
превратилась
в
неутолимую
жажду
духовного
очищения.
Отшельнической
жизни,
погруженности
в
молитву
способствовали
и
климатические
условия
ближнего
Востока.
Сухой
теплый
воздух,
большое
количество
пещер в
горах,
богатые
рыбой воды
Нила и
плодовые
деревья
позволяли
отшельникам
без труда
добывать
себе пищу и
целиком
отдаваться
молитвенному
созерцанию.
Основателем
монашества
считается
св. Антоний
Египетский,
которого
церковная
традиция
именует
также
Антонием
Великим.
Распространение
монашества
Монашество
возникло на
Востоке, в
Палестине,
Сирии, Малой
Азии и
прежде
всего в
Египте,
причем
появилось в
двух формах -
в виде
отшельничества
и
монашеского
общежития.
Первым
монахом,
проповедовавшим
жизнь в
уединении и
аскетические
идеалы
был
знаменный
копт
Антоний
Великий (251 - 356 г.г.).
Он удалился
в
пустыню
в Египте, где
проводил
время в
уединенных
размышлениях.
Там же он
создал
и
первую
лавру, а
затем
основал
монастырь в
Фивах -
знаменитую
Фиваиду,
которая
сразу
же стала
местом
оживленного
паломничества.
Современник
св. Антония,
Аммоний
основал
общину в
Нитрийских
горах, в
нескольких
десятках
километров
от
Александрии.
Среди
нитрийских
монахов
особенно
знаменитым
стал
Макарий
Египетский
(ок. 300 - 380); как и св.
Антония, его
прозвали
Великим. В
прошлом
простой
пастух, он
обрел
высочайшую
мудрость и
первый
теоретически
обосновал
духовные
преимущества
монашеского
образа
жизни. Идеи
Макария
стали
фундаментом
христианского
понимания
аскетизма.
Произведения
Макария,
чуждые
старомодной
риторике
и
усложненным
философским
конструкциям,
представляют
собой
изумительный
образец
ясного и
прозрачного
стиля. Его
молитвы ("Боже
вечный " и
др.) в
полной мере
отражают
святость
этого
великого
подвижника.
Любимый
ученик
св.
Антония,
Илларион в
первой
половине IV
века
перенес
монашество
на свою
родину,
в Палестину,
где основал
первый
монастырь
около Газы.
Отсюда
монашество
распространилось
по всей
Палестине и
Сирии.
Василий
Великий,
ознакомившись
с
жизнью
монахов,
написал
монашеский
устав,
получивший
всеобщее
распространение.
В
V веке
монашество
было
распространено
по всему
востоку.
Наивысшего
расцвета
помимо
Египта
монашество
достигло в
Сирии.
Известно,
что
отшельники
останавливали
карательные
отряды
Феодосия на
подступах к
Антиохии.
Школа
учеников
Иоанна
Златоуста
насаждала
монастыри
по всему
сирийскому
побе-режью. У
отрогов
Синая
зазвучали
гимны
отшельников.
На том месте,
где по
преданию
Моисей
беседовал
с Богом, небо
казалось
ближе.
Зеленые
оазисы с
финиковыми
пальмами
давали
приют не
только
отдельным
поселенцам,
но и большим
общинам.
Образ
жизни
монаха
Первые
монахи
поселялись
в пещерах,
пустынях,
других
труднодоступных
местах,
питались
дикими
плодами,
корешками
трав,
съедобными
насекомыми.
Этих
отшельников
почитали
как святых
праведников
- ведь они
отказались
от жизни в
грешном
мире
рядом
с грешными
людьми и
выбрали
самый
прямой путь
к спасению.
Первые
монахи
помнили
о словах
Иисуса
обращенных
к ученикам;
Христос
советовал
им не
заботиться
о еде и крыше
над головой.
Если
человек по-настоящему
верит в Бога,
то
Бог даст ему
все
необходимое,
как дает
птицам
небесным.
Поэтому
уединенная
скудная
жизнь
монахов-отшельников
была знаком
истинной,
непоколебимой
веры.
Многие
из
восточных
монахов
придумывали
для себя
дополнительные
испытания
на
стойкость:
они годами
не выходили
из
специально
вырытых ям
или же не
сходили с
особых
возвышений,
называвшихся
"столпами".
Некоторые
брали на
себя
обязательство
молчать всю
жизнь, не
менять
одежду и не
мыться...
Таких
монахов
называли
подвижниками
(по подвигу
веры,
который они
совершали);
они-то чаще
всего
и селились в
горах и
пустынях.
Подвижники
стремились
избежать
людского
соседства
и жили
каждый
поодиночке.
На западе
Европы
такое
монашество
прививалось
с трудом -
климат
здесь был
более
суровым, да и
привычка к
общественной
жизни была
сильна еще с
римских
времен.
Поэтому в
западной
части
Римской
империи (в
первую
очередь в
Италии)
распространилась
другая
разновидность
восточного
монашества:
монашеские
общежития,
монастыри.
Основателем
западного
монашества
стал
Бенедикт
Нурсийский
(480 - 560 г.г.). Он и
разработал
монашеский
устав,
получивший
большое
распространение
в Западной
Европе.
Бенедикт
Нурсийский
происходил
из Нурсии, из
знатного
итальянского
рода.
Он получил
блестящее
литературно-риторическое
образование.
Почувствовав
призвание
к духовной
жизни, он
ушел из
семьи и
поселился в
пещере в
Абруццо.
Вскоре
слава о его
подвижнической
жизни
распространилась
по всей
Италии, и к
нему
стали
приходить
ученики.
Бенедикт
Нурсийский
основал
новую
общину в
Субъяко,
а затем
монастырь в
МонтеКассино,
неразрывно
связанный с
историей
бенедиктинского
монашества.
Там св.
Бенедикт
принялся за
составление
"Правил
жизни
монашеской".
Подобно
восточным
подвижникам,
Бенедикт
предписывал
всем
монашествующим
заниматься
физическим
трудом. "Праздность
есть враг
души , - -
говорил
он, - - и
вследствие
этого
братья
должны
заниматься
разною
работою, а в
известные
часы -
чтением
священных
книг".
Бенедикт
определил
два
основных
занятия
монахов -
помимо
физического
труда они
должны были
заниматься
просвещением
и духовным
образованием
и, конечно,
строго
соблюдать
часы
молитвы.
Устав
св.
Бенедикта
был
достаточно
суров, что
соответствовало
задачам
монашества
того
времени.
Многие его
положения,
кажущиеся
ныне
несколько
странными,
вытекали
из условий
жизни того
времени: так,
монахи
должны были
спать
одетые и
с
ножами за
поясом,
чтобы быть
готовыми
отразить
внезапное
нападение
разбойников.
Они должны
были носить
самую
простую
одежду,
ограничиваться
минимальным
количеством
еды. На сон
отводилось
только
несколько
часов: ночью
монахи
служили
длинные
службы.
Однако
устав св.
Бенедикта
никак
нельзя
назвать
жестоким
и
бесчеловечным.
Он не
содержит
сверхтребований,
характерных
для
раннехристианских
аскетов,
предписывает
проявлять
снисходительность
к слабым
братьям
и
чередовать
труд с
кратковременным
отдыхом. В
предисловии
к уставу св.
Бенедикт
пишет: "Мы
желаем
устроить
школу
служения
Господу, и мы
надеемся,
что в
этом
уставе не
заключается
ничего
жестокого и
тягостного".
Монашество,
взявшее
на
себя
большую
ответственность
и
призванное
играть
важную роль
в Церкви,
должно
было быть
хорошо
организовано.
Поэтому св.
Бенедикт
разрабатывает
иерархическую
структуру
монастырского
служения, со
строгим и
беспрекословным
подчинением
низших
рангом
служителей
высшим.
Бенедикт
первым
вводит
монашеский
обет,
который,
подобно
воинской
присяге,
должен
придать
большую
ответственность
вступающему
на путь
служения и
отречения
от мира.
Согласно
уставу,
настоятель
монастыря
не должен
злоупотреблять
своею
властью.
Рядовые
монахи
могут
давать
ему
советы, и он
обязан
прислушиваться
к ним.
Разработанный
св.
Бенедиктом
устав
значительно
усилил
монашество
как главный
оплот
Церкви.
Пройдет
время,
прежде
чем
исторические
условия на
Западе
заставят
пересмотреть
монастырские
правила,
разработанные
св.
Бенедиктом
В целом же
существовал
монашеский
идеал, идеал
созерцательной
жизни,
самоотречения
и аскезы, и
его
старались
провести в
жизнь.
Монашество
понималось
как
следование
Христу. В
монастыре
монахи вели
аскетический
образ жизни,
посвящая
свое время
труду и
переписке
книг. Все это
проделывалось
в полном
молчании,
так как
монахи не
должны были
предаваться
празднословию.
Молчание
прерывалось
лишь
звуками
колокола и
благочестивым
пением.
Заповеди
монаха, как
они
изложены в "Правиле"
Бенедикта
Нурсийского,
были
такими:
любить Бога,
любить
ближнего
своего как
самого себя,
умерщвлять
плоть,
утешать
несчастных,
не платить
злом за зло,
любить
врагов
своих, не
быть
гордым,
много не
разговаривать,
все хорошее
в себе
приписывать
Богу,
оплакивать
прежние
свои грехи,
слушаться
аббата и т. д.
День монаха
проходил в
молитвах,
чтении
и в труде.
Служба
осуществлялась
строго в
соответствующее
время,
поэтому
по
монастырю
люди
сверяли
время,
ориентируясь
по звуку
колокола.
День
начинался
между
полуночью и
двумя
часами:
утренняя
служба,
затем
службы - в
шесть,
девять,
двенадцать,
три часа дня,
вечерня в
пять часов.
Последняя
служба
между
шестью и
восемью
часами
вечера.
Монахи были
обязаны
посещать
церковную
службу и все
время
службы
внимательно
слушать.
Доминиканский
монах XIII в.
Цезарий
Гейстербахский
рассказывал
в своих "Диалогах
о чудесах" о
монахе,
заснувшем
во время
хорового
пения.
Тогда
Христос
сошел с
креста и дал
ему такую
оплеуху, что
тот умер
через
три
дня. Спали
монахи в
дормитории,
обычно
одетыми.
Время между
молитвами
было
заполнено
трудом.
Иногда это
был
пахотный
труд, иногда
ручной,
переписывание
книг
или
специальные
поручения.
Остаток дня
монахи
проводили в
чтении.
Иногда
монахов
занимали
приемом
гостей или
заботой о
больных и
бедных -
церковь
всегда
занималась
благотворительной
деятельностью.
Ели
средневековые
монахи
обычно
один-два
раза в день.
Хлеб -
главный
продукт
питания,
также ели
яйца, сыр,
рыбу,
пили
вино. За
столом было
принято
хранить
глубокое
молчание, а
изъясняться
жестами.
Часто
мыться
монахам не
позволялось,
лишь в
Рождество и
на Пасху
полагалась
баня, а в
субботу -
омовение
ног. Монахи
должны были
брить
бороду и
выстригать
волосы на
макушке -
тонзура -
признак
монашеского
состояния.
Монахи,
вступая
в монастырь,
давали обет
бедности,
поэтому они
не имели
никакого
имущества,
ничего
личного у
монаха не
было. При
вступлении
в монастырь
новичку
давали
лишь матрац,
покрывало,
подушку.
Одеяние
монаха
состояло из
туники и
одеваемого
сверху
кукуля.
Кроме того
монах
получал
рабочую
одежду.
Правила
монашеской
жизни
строго
соблюдались
в монастыре.
За их
нарушение
полагались
наказания.
Монах
посвящал
себя Богу. В
мыслях о
Боге, о
деяниях
Христа
проходила
вся
жизнь
монаха.
Средневековые
монахи
часто
плакали - "дар
слез"
считался их
главным
даром.
Одному
монаху на
молитве
явился
Христос. "Чего
хочешь?" -
спросил
он. - "Слез,
сколько
заслуживает
воспоминание
о твоих
страданиях,"
- ответил
монах.
Жизнь
монаха
понималась
как
непрерывное
искушение и
покаяние. В
мире есть
добро,
олицетворяемое
Христом и
созданной
им церковью.
И есть зло -
мир
дьявола.
Жизнь
монаха -
борьба с
этим злом,
борьба с
грехами и
демонами,
борьба
с
плотью, с
миром, с
дьяволом.
Дьявол
часто
искушает
монахов. Он
является им
медведем,
обезьяной,
лошадью,
собакой,
крысой,
свиньей,
великаном... В
боннской
епархии,
как
рассказывается
в одной
хронике, жил
благочестивый
монах,
которому
вредил
дьявол.
Когда монах
раскрывал
молитвенник,
дьявол
закрывал
ему буквы,
перевертывал
страницы,
задувал
свечу.
Другому
монаху он
влезал на
спину в виде
змеи,
надевал на
лицо
конскую
узду и т. д.
Дьявол
часто
соблазняет
монахов
видениями
земных
радостей и
прельщает
мирской
жизнью.
Жизнь
монаха есть
вечная
борьба
против
обольщений
земного
мира.
Монастырь с
его суровой
дисциплиной
должен
был
воспитать
монаха
настоящим "воином
Христовым".
Но
монастырь
был
открыт
миру,
поэтому в
монашество
стали
вливаться
светские
элементы, в
связи с
чем
правила
смягчались
и
происходило
обмирщение -
начиналась
новая волна
реформ.
Крайности
аскетизма.
Восточное и
западное
монашество.
Среди
монашества,
особенно
восточного,
было такое
явление, как
аскетизм.
Что же
такое
аскетизм, и
как он
проявлялся?
Восточные
монахи,
удалившись
от
греховного
мира,
стремились
очистить
душу перед
Богом,
принести
покаяние за
себя и за
всех
людей.
Они вели
аскетическую
жизнь,
наполненную
трудом и
молитвой, а
свободное
время
уделяли
чтению
Священного
Писания. Но
многим из
них этого
казалось
мало: в
надежде
обрести
духовное
прозрение и
прощение у
Господа,
получить
блаженство
на
небесах,
они по
собственной
воле
подвергали
себя "подвижничеству
во славу
Божию"
- самым
суровым
лишениям и
истязаниям.
Некоторые
монахи
практиковали
такие
формы
подвижничества,
как почти
полный
отказ от
пищи,
ношение
тяжелых
цепей
- вериг,
отдание
себя на
съедение
гнусу и
комару и т. д.
Часто такие
самоистязания
переходили
все
разумные
пределы.
Известный
святой,
аскет
Симеон
Столпник
несколько
месяцев жил
закопанный
по шею в
Землю, а
потом
провел
более
35 лет
на верхушке
восемнадцатиметровой
колонны -
столпа.
Отшельник
Аммон был
известен
тем, что с
начала
отшельничества
ни разу не
раздевался
и не мылся. И
хотя
чувства и
стремления
этих
подвижников
можно
понять, вряд
ли подобное
самоумерщвление
плоти есть
путь к
Божественной
гармонии в
человеке -
гармонии,
предполагающей
единство
души и тела.
Следует
признать,
что, хотя
многие из
учителей
Церкви, даже
самых
выдающихся,
приветствовали
такого рода
крайний
аскетизм,
в целом он
был
Церковью
отвергнут.
Жизнь духа и
плоти
должна
подвергаться
строгому
контролю
воли и
разума и не
выходить за
разумные
пределы.
В
противном
случае
чрезмерный
аскетизм
может
привести, и
приводил не
только к
высотам
духовного
прозрения,
но зачастую
и к крайне
негативным
результатам.
Основная
цель
аскетизма -
очищение
сердца, и
подвижники
только
временно
отгораживались
от жизни,
чтобы
достичь ее.
Извращение
идей
аскетизма,
их
абсолютизация
возводили
этот уход от
жизни в
постоянный
принцип.
Проклятия
огульно
обрушивались
на все, что
было
ценного в
наследии
прошлого и в
мирской
жизни
настоящего.
Не случайно
крайний
аскетизм
часто
практиковался
христианами
-
фанатиками,
которые
порой не
останавливались
ни перед чем,
даже перед
убийством
людей,
в которых им
виделись
враги
Христа.
Такая
нетерпимость
и фанатизм
совершенно
чужды
истинному
духу Церкви.
Жизнь во
Христе
возможна
лишь там, где
она
открыта
человеческой
свободе и
культуре. И
все лучшее,
что было
создано
человеком,
Церковь
призвана
сохранить и
пронести
через
тысячелетия.
Западное
монашество
значительно
отличалось
от
восточного,
хотя
поначалу
его
организация
на
Западе
строилась
по
египетскому
и
палестинскому
образцам (в
частности,
огромное
влияние
оказала на
Запад жизнь
св. Антония).
Холодный
климат
вынуждал
монахов
в гораздо
большей
степени
заботиться
о жилище и
запасах еды
на зиму. В
итоге
западное
монашество
стало
развиваться
по более
практичному
пути, без
крайностей
аскетизма,
присущего
Востоку.
Характерной
для
западного
монашества
чертой
стало
принятие
монашеского
пострига
священством
различных
поместных
церквей,
в связи с чем
литургическая
жизнь,
церковное
служение,
стали
главным
стержнем
и основой
жизни в
монастырях.
Заключение
"Возьмите
иго Мое на
себя", - учил
Христос (Мф 11:29) .
Человек
должен сам
довершить
дело своего
спасения, и
монашеское
подвижничество
осуществляло
великую
и
благородную
задачу,
направляя
этот
процесс. Оно
способствовало
воплощению
идеи,
которая
была
средоточием
Церкви - идеи
Царства
Божия.
Достигая
порой
сверхчеловеческими
усилиями
истинного
Богопознания,
монахи
несли свою
миссию
в мир. Это был
величайший
подвиг на
пути к
обновлению
человека -
подвиг,
который
требовал
больших
жертв и
отречения
от многих
мирских
благ. Такое
отречение
было
необходимо
монашеству
как
служителю
человечества
и
провозвестнику
Св. Духа.
Порой оно
принимало
неоправданно
крайние
формы,
приводившие
к тяжким и не
имеющим
ничего
общего с
христианством
последствиям.
Но по
духу своему
и
историческому
значению
монашество
стало
великой
преобразующей
силой. Оно
создало
очаги
глубокой и
страстной
веры,
которые
будут
веками
питать
Церковь.
Список
использованной
литературы
1. "Повседневная
жизнь
Англии и
Франции во
времена
рыцарей
круглого
сто-ла",
Мишель
Пастуро, "КЛАССИК",
Москва 2001
2. "История
ордена
тамплиеров",
Марион
Мельвиль, "ЕВРАЗИЯ",
Санкт-Петербург
2000
3. "Культура
и общество
западноевропейского
средневековья"
Лучицкая С.И.
"ИНТЕРПРАКС",
Моква 1994
4. "История
религии.
Учебник. Том2"
Александр
Taken
from rolevik.narod.ru
Информацию
нашел Sir Leroy McRaven
Copyright
Ó
Watchers Society of Simferopol, 2003
Copyright
Ó
Общество
Наблюдателей
из
Симферополя,
2003 год
|